Чебоксарские адреса. Выпуск 24.11.2015


Здесь, на улице Константина Иванова, на берегу Волги Нина Грязнова теперь бывает редко, хотя в этих краях прошло ее детство: «Мы сюда приходили почти каждый день, так как учились во 2 школе, спускались вниз, здесь было 2 кинотеатра. Мы сначала заходили в «Родину», выстаивали там большие очереди за билетами или дрались за билеты, или нам покупали мальчики, потому что мы не смогли добраться до кассы, и вот мы там рассаживались».

У многих представителей старшего поколения самые яркие воспоминания детства и юности связаны именно с кинотеатром «Родина». На протяжении полувека он притягивал к себе людей разных возрастов: в кино знакомились, влюблялись, назначали свидания, а потом приходили сюда уже с детьми.

«Здесь познакомились мои родители, как раз ходили в кино, - рассказывает искусствовед Игорь Кугураков. - Городок был маленький, где было время проводить? Это неизбежная программа выходного дня — погулять по набережной, поесть мороженое, сходить в кино».

«В фойе оркестр играл, и говорили, что до нас, до моей молодости там даже танцы были, но я припоминаю, что в фойе еще показывали хронику дня — репортажи типа новостных», - добавляет Наталья Селезнева.

Несмотря на то, что кино в этом здании не показывают уже почти 40 лет, многие чебоксарцы до сих пор помнят, какие фильмы и с кем здесь посмотрели впервые. Даже в 60-е и 70-е годы, когда люди уже начали обзаводиться телевизорами, кинотеатр по-прежнему оставался центром притяжения. Телевидение тогда еще было черно-белым, а кино — цветным. Что уж говорить про начало 30-ых, когда открытие первого звукового кинотеатра стало для маленького города грандиозным событием. Конечно, фильмы чебоксарцы смотрели и до этого — их показывали в летнем театре и в зале Дома крестьянина, но то было немое кино.

«В феврале 1933 года здание было сдано в эксплуатацию, - рассказывает Николай Муратов, директор Госцентра по охране культурного наследия при Минкультуры Чувашской Республики. - Был фильм «Златые горы», билеты на который распределялись по разнарядке профсоюзных и партийных органов, так как огромное количество зрителей хотело посмотреть первый звуковой фильм в Чебоксарах».

Впрочем, и немые фильмы в этом кинотеатре поначалу тоже показывали. Причем не только присланные из Москвы, но и свои, снятые Максимовым-Кошкинским. В те годы в Чебоксарах уже вовсю работала основанная им студия «Чувашкино». Иоаким Степанович вошел в историю как первый чувашский киносценарист, режиссер и актер, а его супруга Татьяна Степановна — Тани Юн — как первая в республике киноактриса. В Чувашии ею так гордились, что даже сравнивали с Любовью Орловой. Если бы не эта пара, возможно, звуковой кинотеатр в Чебоксарах появился бы гораздо позже.

«В конце 1929 года было принято решение построить 8 кинотеатров в целом по СССР, - говорит Алексей Белов, директор Государственного архива электронной и кинодокументации Чувашии. - Один из них решили построить в Бурятской АССР, но что-то там не задалось. То ли проектно-сметную документацию вовремя не составили, то ли были с подрядчиком проблемы, но ассигнования зависли. И об этом узнало руководство нашего «Чувашкино». Они быстро подготовили документы и отправили их в «Совкино» с просьбой эти ассигнования направить на строительство кинотеатра в городе Чебоксары, и таким образом появлением первого звукового кинотеатра мы обязаны Максимову-Кошкинскому».

Тани Юн сыграла во всех художественных фильмах своего мужа, а начиналось все в 1925 году с картины «Волжские бунтари» о революции 1905 года. Это не было государственным заказом, супруги сами искали деньги на свою первую киноленту: часть выделил трест «Совкино», часть — бюджет Чувашии. Республика тогда бедствовала, но 25 тысяч рублей на «важнейшее из всех искусств» правительство все-таки нашло.

Сам Максимов-Кошкинский уже спустя несколько десятилетий с удовольствием вспоминал перед телекамерой то время: «После выхода «Волжских бунтарей» правительство выделило деньги на вторую картину «Сарпиге», и в это время организовался трест «Чувашкино». За 5 лет своего существования «Чувашкино» засняло 6 художественных и 3 документальных фильма. Наша художественная картина снималась уже в «Востоккино». Все наши фильмы демонстрировались на экранах Советского Союза».

«Вообще Иоаким Степанович с самого детства хотел заниматься кино, - добавляет директор киноархива Алексей Белов. - Он же был учеником Ивана Яковлевича Яковлева, они были из одной деревни, и Иван Яковлевич принимал активное участие в его судьбе. В какой-то из дней, когда Яковлевы возили маленького Иоакима в городской Симбирский театр, он увидел постановку с элементами немого кино на экране. Увидел и навсегда влюбился в кино и начал мечтать, что станет актером».

Сохранились всего лишь три фильма Максимова-Кошкинского: два художественных и один документальный, остальные были уничтожены в 1937 году после ареста супругов. В Иоакиме Степановиче заподозрили японского шпиона, а Татьяну Степановну отправили в лагерь как жену «врага народа». Незадолго до начала войны они оба вернулись, только поселились уже в Москве. Он работал на «Мосфильме», она занималась переводами и писала пьесы. Но в начале 30-ых, еще будучи в Чебоксарах, молодой, полный сил и идей Максимов-Кошкинский сделал все, чтобы город получил первый звуковой кинотеатр. Изначально под новый культурный центр решили приспособить бывшие купеческие склады, стоявшие как раз на этом месте. Потом поняли: старым зданиям, покрытым сеткой трещин, никакая реконструкция не поможет. Склады разобрали, и из этого же кирпича выложили фундамент будущего кинотеатра и часть стен.

«Когда фундамент был заложен, случилось ЧП, - рассказывает Николай Муратов. - Был ливень, и весь котлован залило, он превратился в озеро. И фундамент, и часть уже выложенных стен значительно пострадали, покрылись трещинами».

Но это были только цветочки. Строительные неурядицы начнут преследовать каменщиков. Здание уже будет возведено, как его южный фасад сверху донизу расколет трещина, настолько большая, что в ее верхней части мог поместиться человек. Стену и фундамент под ней придется разбирать и выкладывать заново. Вообще это здание переживет несколько реконструкций. В его нынешнем облике уже мало что напоминает тот кинотеатр, который в первые месяцы работы чебоксарцы брали штурмом. С градостроительной точки зрения, место удачное – в двух шагах отсюда стояла пристань, и для прибывавших по Волге кинотеатр «Родина» с Домом крестьянина образовали парадный въезд в город. А вот с геологической точки зрения, здесь вообще лучше не строить – уклон, подвижный грунт, и практически все здания: от кинотеатра до Введенского собора - дали трещины.

Этот дом чебоксарцы прозвали «самолетом». Ничего удивительного: нижегородский архитектор Владимир Медведев, работавший в стиле конструктивизма, решил придать своему зданию такую форму. «Этот объем для зрительного зала, вот примыкающие вестибюли, - показывает старый план здания Николай Муратов, - здесь лестничные клетки были расположены – это строго по канонам конструктивизма. Видите, вот фюзеляж – углом выступающий эркер, к нему примыкают два объема, оба имеют балконы».

Искусствовед Игорь Кугураков объясняет, что вдохновляло архитекторов-конструктивистов: « Шла индустриализация страны, развивалось машиностроение, был всеобщий энтузиазм и расчет на то, что вся эта машинизация выведет Россию к новым высотам. И архитекторы пытались повторить эти формы в зданиях. Знаменитый образец на весь мир – это театр в Ростове-на-Дону в виде трактора».

Зрительный зал мог вместить больше семисот человек – другого такого в Чебоксарах в 30-е годы не было, и здесь не только показывали фильмы, но и проводили конференции. Через 10 месяцев после открытия в здании кинотеатра прошел первый съезд ударников дорожного строительства Чувашии, на который приехали делегаты из 13 регионов России. Его работу освещали московские корреспонденты «Правды» и «Известий». Но в историю этот съезд вошел благодаря венгерскому революционеру, писателю, участнику Гражданской войны в России, а потом и в Испании Матэ Залке. Он специально приехал в Чебоксары, чтобы выступить перед дорожниками с воодушевляющей речью.

А в 1934 году в этом зале произойдет еще одно знаковое событие. «Именно здесь, по воспоминаниям очевидцев, во время просмотра фильма «Чапаев» братьев Васильевых жители деревни Будайка вдруг узнали в герое, блестяще сыгранном актером Бабочкиным, своего земляка – Ваську Чапая. После этого началась работа по уточнению этих вещей, и в архиве Вознесенской церкви, которая стояла здесь рядом, обнаружили документы о рождении и крещении Василия Ивановича Чапаева, - говорит директор Госцентра по охране культурного наследия Николай Муратов.

Долгое время точное место рождения комдива было неизвестно. Получилось, благодаря фильму чебоксарцы узнали, что прославленный герой Гражданской войны – наш земляк. Появилось звуковое кино, и смотреть немое зрители уже не хотели. Вышло так, что открыв кинотеатр, Иоаким Максимов-Кошкинский по сути обрек на смерть свою студию «Чувашкино».

«Они снимали немое кино полукустарным способом, - объясняет директор киноархива Алексей Белов. - В 1927 году было изобретено звуковое кино, и необходимо было покупать другое оборудование для создания фильмов, и вообще немое кино после 27 года как целый пласт киноискусства изжило себя и перестало существовать».

Уже в конце 30-ых встал вопрос о реконструкции кинотеатра – как внешней, так и внутренней. В зале не было никакой акустической обработки стен, и на дневных полупустых сеансах гуляло эхо, да и архитектурные вкусы уже начали меняться. Сначала появился стиль ар-деко, потом силу набрал классицизм, и многие конструктивистские здания на этом фоне стали казаться чуть ли не уродами. Да и дирекции кинотеатра некоторые архитектурные решения Владимира Медведева доставили немало хлопот.

«Здесь была такая открытая галерея с террасой, чтобы люди, выйдя из зала, теплыми летними вечерами могли прогуливаться, смотреть на Волгу, - Игорь Кугураков показывает на боковой фасад здания. - Все это было здорово, но у нас не только теплые летние вечера, у нас и снег бывает, и сырость. Этот снег убирать надо, иначе все протекает на 1 этаж. Много неудобств представляли эти террасы, в том числе технологических, и их стали закрывать».

В конце 30-ых Сергей Смирнов, первый главный архитектор города, создал проект реконструкции кинотеатра. Но в тот момент денег на перепланировку не хватило, потом началась война, и лишь в 1953 году уже другой архитектор Феофан Сергеев придал конструктивистскому зданию классические черты.

«Был убран углом выступающий эркер, который выглядел как фюзеляж самолета, - показывая план, объясняет Николай Муратов, - вместо него был устроен четырехпилястровый портик в формах ионического ордера. Были надстроены выступающие боковые объемы, и одноэтажный вестибюль, примыкающий к зданию со стороны улицы К. Иванова, стал двухэтажным».

В те годы Феофан Сергеев занимался обустройством набережной: здесь появились ротонды, балюстрада, фонтан, вход в сквер подчеркивали две колонны с фонарями, и в этот праздник классицизма ему предстояло вписать и здание кинотеатра. Чебоксарцы потянулись сюда на прогулки. В выходные на набережной и в кино можно было встретить полгорода. А вот в будние дни кассы кинотеатра в основном штурмовали школьники.

«Мы экономили на обедах, чтобы три раза в неделю после уроков прибегать сюда и смотреть новые фильмы», - вспоминает Нина Грязнова. Здесь показывали французские, итальянские, даже китайские ленты, но главным фильмом своей юности Нина Николаевна считает «Гамлета» с Иннокентием Смоктуновским. Он произвел на нее такое впечатление, что в первый месяц проката она посмотрела его не меньше 10 раз. Прошло почти 40 лет, как кинотеатр закрыли, но Нина Николаевна в деталях помнит планировку того времени: «Когда заходишь в дверь, немного вниз спускаешься, там был буфет, поднимаешься наверх – было большое фойе, из которого несколько дверей вели в зал. Там еще был балкон наверху, мы туда редко лазили, в основном сидели на 16 ряду, который через проход».

«С кассовыми фильмами работали месяц-полтора, и каждый день зал был битком. Некоторые даже стояли по бокам, - вспоминает 60-е годы Вера Петровская. Сейчас она работает методистом в Государственном архиве электронной и кинодокументации Чувашии. А в 1966 году Вера Александровна пришла в кинотеатр «Родина» киномехаником. Первый сеанс тогда начинался в 8 утра, последний заканчивался в половине двенадцатого ночи. Не все фильмы собирали полные залы, но по такой причине как отсутствие зрителей не отменили ни одного сеанса.

«Конечно, лучшие фильмы шли в большом зале, и мы иногда перебегали, зная, что вот сейчас начнется сеанс в большом зале, а нам в него билетов не досталось. Мы покупали в малый зал, в перерыв перебегали в большой, пристраивались сбоку и смотрели фильм с замиранием сердца», - говорит Татьяна Куликова, заместитель директора Государственного архива электронной и кинодокументации Чувашии.

Еще будучи школьницей, Татьяна настолько влюбилась в кино, что решила связать с ним свою жизнь и поступать поехала в Калининградскую область в Советский кинотехникум. Выучившись на киномеханика, пришла на стажировку в любимую «Родину». В главном кинотеатре Чебоксар стояло самое современное оборудование, и здесь показывали не только фильмы, снятые на обычную 35-миллиметровую пленку, но и широкоформатное кино.

Наталья Селезнева вспоминает свои ощущения: «Были широкоформатные фильмы, и так интересно их было смотреть! Особенно на первом ряду. «Войну и мир» мы так смотрели. Красочный, такой масштабный, кони бегут!»

Но однажды 16-летнюю Наталью на премьеру не пустили. Они пришли с подругой на один из фильмов про Анжелику, спокойно купили в кассе билеты, а вот перед входом в зал девушку остановила контролер. «Главное, что подругу мою пускают, потому что она выглядела посолиднее, чем я, а меня нет, - возмущается Наталья Ивановна. - Я говорю, что паспорт с собой всегда носить? Но подруга из солидарности тоже не пошла, мы сдали наши билеты за 10 копеек».

В 70-е годы в Чебоксарах начали строиться другие кинотеатры, но горожане «Родине» не изменяли: в первые дни показа новых картин здесь по-прежнему был аншлаг. Правда, осенью 78-го двери кинотеатра закрылись. Как стало понятно позднее, навсегда. Кино сюда уже не вернулось.

«Закрыли не потому, что народ сюда не ходил, а потому, что трещину дал пол в подвале, и стало подвал заливать водой, - объясняет Татьяна Куликова. - Там хранились архивные документы управления кинофикации. Все документы мы эвакуировали в срочном порядке. Кинотеатр какое-то время стоял закрытым, а потом нашли средства и сделали из него Дом молодежи».

И в этом здании потекла уже совсем другая жизнь. Менялись арендаторы, интерьеры, названия, афиши, но это место по-прежнему притягивает молодежь, а представители старшего поколения, назначая встречи на берегу Волги, до сих пор уточняют: «это рядом с бывшим кинотеатром «Родина», и все становится понятно.