Разницу между данными Росстата и оперативного штаба по числу смертей россиян от коронавируса следует объяснять особенностями подсчета, заявил глава Росстата. Он отметил, что штаб публикует данные куда более оперативно.
- Безусловно, там самые актуальные данные по заболеваемости, а также оперативные данные по смертности, которые вручную заносятся в эту систему, — отметил Малков. Росстат же получает сведения по смертности от COVID-19 из Единого госреестра записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС), откуда забирает первичные медицинские свидетельства о смерти, а также позднее напрямую получает окончательные свидетельства о смерти по мере их появления.
В Росстате считают, что пандемия выявила несовершенство системы сбора данных. И это может влиять на окончательную статистику смертности от коронавируса среди жителей России. Малков отметил, что у некоторых граждан коронавирус был причиной смерти, а у некоторых «одним из важных состояний», но не первопричиной смерти.
- На момент регистрации смерти скончавшегося от COVID-19 может еще не быть окончательного медицинского свидетельства о смерти. Проводятся анализы, на подготовку окончательного медицинского свидетельства о смерти уходит до 45 дней, и потом еще требуется время, чтобы оно попало в орган статистики и было занесено в базу данных, — пояснил руководитель Росстата.
Еще один важный момент - в некоторых регионах отсутствует законодательное закрепление обязанности регистрировать смерть в загсе для последующего захоронения.
-В крупнейших по населению регионах, в том числе в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области и в большинстве других, такое требование установлено и нельзя похоронить человека, не сходив в ЗАГС для регистрации смерти. В этих регионах мы полностью уверены в цифрах по общей смертности. Также именно эти субъекты первые приняли на себя удар коронавирусной инфекции, в других смертность от коронавируса в апреле была на очень низком уровне, — уточнил Павел Малков. Но в некоторых регионах нормативных требований об обязательной регистрации смерти в ЗАГСе до похорон может не быть. Это в первую очередь Северо-Кавказский федеральный округ, часть Южного федерального округа, встречается в Поволжье и на Дальнем Востоке. В обычной ситуации это не оказывает влияния на статистику, потому что люди все равно приходят в ЗАГС и регистрируют смерть, так как это требуется для других целей. Но в условиях эпидемии, самоизоляции и карантина люди зачастую откладывали поход в ЗАГС. Такие случаи происходят именно там, где можно похоронить человека просто по справке из медучреждения.
Не замалчивают в Росстате и еще один фактор точности и оперативности статистики по COVID-19.
- Если руководителей регионов начинают за статистику наказывать или указывать, какой она должна быть, у них возникает стимул этой статистикой управлять, — объяснил заместитель заведующего международной лабораторией демографии и человеческого капитала РАНХиГС Сергей Шульгин. Помесячная статистика часто очень субъективная: первичное медицинское свидетельство о смерти может отличаться от окончательного. Мы видим, что по уточненным данным и уточненной методологии может изменяться и время, и причина смерти. На каждом из уровней формирования первичных данных могут возникать ошибки и искажения, которые не всегда являются намеренными манипуляциями.
Все эти факторы стоит иметь в виду и оперируя региональной статитстикой на местах, подчеркнули эксперты.
Ситуация с вирусом позволила выявить несовершенство схемы сбора данных, признают в Росстате. Правительство поручило ведомству разработать архитектуру информационных систем и модель передачи данных, которая не будет зависеть ни от каких внешних обстоятельств. Сейчас Росстат работает над целевой моделью совместно с Федеральной налоговой службой (которая является оператором ЕГР ЗАГС), Минздравом и Минюстом, сообщает РБК.