В Чувашии за год средняя цена на молоко из ЛПХ рухнула на 21%

На неделе все СМИ страны облетела новость: в России с начала года сырое молоко подешевело сразу на 15%.

И дальше по цепочке - поставщики опасаются, что это может привести не только к проблемам у производителей, но и к сокращению производства. Федеральную повестку сразу же подхватили регионы. 

В Чувашии за год средняя цена на молоко из личных подсобных хозяйств рухнула на 21%. За литр продукта перекупщики платят хозяину буренки 18 рублей 80 копеек. Такие цены в республике были года 3 назад. И, конечно, нынешнее положение дел население не радует. Учитывая тот факт, что половину всего молока в республике в прошлом году - это более 250-ти тысяч тонн - произвели как раз-таки владельцы ЛПХ, ситуацию надо выправлять. 

За стол переговоров вместе с профильным министром сели производители молока, молокосборщики, переработчики и руководители муниципалитетов. 

- По телефону звонят, в отделы, замам, мне пишут в ВКонтакте,в соцсетях. Ну, правильно народ возмущается. Надо объяснять. Вам очень удобно сказать: "Обращайтесь в Минсельхоз, мы ценами не занимается". Или мы не понимаем, что сказать, мы не понимаем, что на рынке происходит, раз объяснить не можете своему населению в своих муниципальных округах, или вы боитесь, вообще, в народ выйти, - сказал Сергей Артамонов.

После такого спича вице-премьера стало очевидно - диалог будет жарким. То, что в муниципалитетах заняли позицию "мы лучше отмолчимся, пусть в правительстве разбираются" - это, конечно, не главная причина обвала закупочных цен на молоко, - отметил Сергей Артамонов. В конце концов, Чувашия далеко не единственный регион, где сырья производят в избытке, и деть его бывает некуда. И цены на продукт сейчас снизились повсеместно. 

По федеральной статистике: россияне стали пить меньше молока, а надои - растут. Экспорт из-за санкций снизился, а импорт - увеличился. Ну, это если глобально. А если разбираться внутри региона, главу Минсельхоза возмутил тот факт, что даже на территории одного муниципалитета цены "скачут": один перекупщик даёт за литр сырого молока 18 рублей, другой - 23. "Аховой" Сергей Артамонов назвал ситуацию в Урмарском округе. По его информации, население сдает молоко за 16 с небольшим рублей за литр. 

- В нашем районе сбором молока занимаются 9 сборщиков. Как только пошла тенденция к снижению цены на молоко, мы начали с ними созваниваться, приглашать на встречу. Однако на связь они не выходят, встречи они игнорируют, - сообщил начальник отдела развития АПК и экологии Урмарского МО, Василий Адюков.

На просьбу главы Минсельхоза перечислить фамилии сборщиков и ответить на вопрос, куда те сдают молоко, заместитель главы Урмарского округа ответить не смог. Правда, добавил, что в районе у населения все-таки принимают сырье не по 16, а по 18 рублей. 

Впрочем, радужной картину не назовешь и в других округах региона - в Цивильском, Красночетайском, Козловском, Мариинско-Посадском, Моргаушском, Шумерлинском владельцы буренок тоже сдают литр молока за 18 рублей. Сборщики объясняют причину рухнувших цен.

- Мы сейчас принимаем за 18 рублей литр. Закупочные цены снижаются, так как нам цены диктуют заводы. То есть мы какую-то маржу закладываем на литр молока. Понизили нам заводы - мы понижаем населению. То есть в убыток себе мы тоже работать не можем, - прокомментировал сборщик молока в Козловском МО, Андрей Гасанов.

Аргументы, почему заводы снижают закупочные цены на сырое молоко, у переработчиков тоже вполне железобетонные.

- На сегодняшний день мы принимаем молоко по 23 рубля. Я говорил, что если взять из 100% , где-то 25% молока у нас идет на кисломолочную продукцию, то есть это высший сорт. А вот сборное молоко у нас идет на высушивание сухого молока. В прошлом году сухое молоко стоило 270 рублей. В этом 150-160. И мы вынуждены эту цену пропорционально снижать, - подчеркнул руководитель ООО "Вурнары завод "СОМ", Фёдор Волков.

Главное в этой цепочке, по мнению главы Минсельхоза, не снизить цены на столько, чтобы у населения и вовсе пропало желание держать буренку. А при нынешнем раскладе, до этого недалеко. И тогда уже и действующая мера господдержки будет малоэффективна. Она сегодня доступна самозанятым на селе. 

- Самозанятые на одну корову в этом году могут получить 5,5 тыс. руб, на две коровы - по 6,5 тыс. руб на каждую. Если 3 коровы и больше - на каждую 7,5 тыс. рублей. Эти деньги как раз были рассчитаны на то, чтобы возместить выпадающие доходы населению в период "большого" молока, - сказал министр сельского хозяйства Чувашии, Сергей Артамонов.

Тему рухнувших закупочных цен на молоко в ходе прямой линии прокомментировал и Глава Чувашии. Он отметил: сегодня в регионе можно говорить о молочном профиците, то есть хозяйства производят сырья больше, чем готовы принять переработчики. 

Ровно об этом же на встрече с руководителем Минсельхоза говорили представители крупных хозяйств: заводы отказываются брать у них сырье даже самого высокого качества - мол, производство не справляется с объемами. 

- Мы этой проблемой озабочены и плотно занимаемся. Собрав всех участников рынка, в том числе глав администраций, убедительно попросили, во-первых, не играться рыночной конъюнктурой и взять бремя естественности каждому на себя. А глав администраций очень убедительно попросили, ну, можно сказать, поручили, дойти до каждого жителя, который сдает молоко, разъяснить механизм, каким образом нужно и можно сегодня получить поддержку государства, - отметил Глава Чувашии, Олег Николаев.

А пока же в профильном ведомстве ломают голову над тем, как угодить всем: и населению, и сборщикам, и заводам. Участники рынка предложили на некоторое время наложить своеобразное вето на ввоз в Чувашию молока из других регионов. Еще одна идея - поощрять тех местных производителей, кто отправляет переизбыток сырья на экспорт. Это тоже стимулирует рынок. 

Также владельцам ЛПХ и переработчикам посоветовали присоединиться к проекту организации школьного питания - эта ниша сегодня, в основном, почему-то занята не местными брендами. 

К тому же в Минсельхозе теперь еще пристальнее будут следить за перемещением сырья по региону - от подворья, где собрали молоко, до того, кто его принял на переработку. Чтобы понять, откуда берутся эти ценовые качели.

 

Евгения Зиновьева, Екатерина Фомина, Вадим Владимиров