Московские реставраторы рассказали, как восстанавливали шедевры живописи для Чувашии

«Продлевая жизнь шедевров» - уникальная выставка картин открылась в Чувашском художественном музее

Все они предстали в обновленном виде – постарались сотрудники Всероссийского художественно-научного реставрационного центра им. Грабаря. На конференции они рассказали о том, как работали над ценными экспонатами. 

За полгода отреставрировали 74 произведения русской живописи XVIII-XX веков. Это беспрецедентный случай не только для Чувашии, но и для самого реставрационного центра, хотя он сотрудничает с Художественным музеем уже около 70 лет. 

 - В таких масштабах работы из коллекции никогда не реставрировались. Из бюджета выделено 12 миллионов рублей. Долгие годы и мечтать не могли. Такое количество картин обретет вторую жизнь, посвежеют, переодеты в новые рамы, -  рассказала заведующая отделом русского и зарубежного искусства ЧГХМ Лада Макарова.

Коллекция не только обширна, но и многовременна - и к каждой картине требовался свой подход. То, что хорошо для 18 века, не подойдет для 20. Поэтому и методика лечения подбиралась индивидуально. 

- У каждого мастера были, как мы это называем, свои феньки, которые он применял в картине. Кто - то любил делать замесы определенных красочных слоев, использовал определенные кисти, построение формы, - отметил художник - реставратор ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря Анастасия Шинкаренко.

Реставрационные работы предварял целый комплекс исследований. Картины побывали на рентгене, прошли через ультрафиолетовые и инфракрасные лучи. Это дало возможность увидеть подготовительный рисунок, рассмотреть более поздние записи, сделанные поверх авторской живописи. Выяснилось, например, что Борис Кустодиев, работая над картиной «Венеция. Воспоминание», менял композицию, а «Желтое лицо» Кузьмы Петрова-Водкина написано поверх женского портрета.

Были отобраны пробы и для физико-химических исследований, позволяющих установить состав красок и грунтов, а также их возраст. В центре им. Грабаря есть база эталонных образцов, с ними сравнивают вновь поступающие картины. 

 - С произведения эталонного музейного, которое прошло экспертизу, берется микроскопический кусочек, меньше хлебной крошки, порядка 1 мм. Это такой пирожок, состоящий из грунта, который лежит в основании произведения, красочных слоев, лаковых пленок. И каждый слой исследуем. Молекулярный, химический состав произведения, сравниваем с эталонными образцами, - разъяснила эксперт по технико - технологической экспертизе ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря Анна Литвинова.

Благодаря коллекции нашего музея база пополнилась эталонными образцами с работ Алексея Кокеля. Исследование показало, что художник был большим экспериментатором – использовал авторские грунты, собственную технологию письма. Эти новшества не лучшим образом сказались на сохранности картин, и реставратору Анастасии Шинкаренко пришлось немало потрудиться, чтобы укрепить красочный слой, сохранив рельефную поверхность живописи. Специалистам важно знать не только состав материалов, но и провенанс – происхождение картины, информацию о владельцах – путь, который работа прошла до того, как попала в музей. 

 - В некоторых случаях удалось подтвердить авторство. В других, что касается Рокотова, Боровиковского проведенные физико — химические исследования по сравнению с эталонными образцами не подтвердилось. Рокотов — работы неизвестного художника 18 века, датировка подтвердилась. Имя большого автора отклоняется, открывает поле для новых исследований. Возможно, когда — нибудь удастся найти имя забытого художника 18 века, - сказала научный сотрудник Мария Никитина.

Первыми картины после реставрации увидели посетители Третьяковской галереи в рамках проекта «Золотая карта Россия». Сейчас во всей красе они предстали в родных стенах. Выставка в Чувашском художественном музее продлится до конца февраля. 

 

Лидия Галактионова, Виктор Степанов