Какой будет школа после самоизоляции?

Изменятся ли подходы и методики образования? Эту тему обсудили по видеоконференцсвязи управленцы отделов и департаментов образования со всей России в рамках проекта "Взаимообучение городов".

 Чебоксары не остались в стороне от дискуссии и высказали свою точку зрения на этот счёт.

97 городов России и больше трех тысяч пользователей на связи. В центре внимания - влияние вынужденного дистанционного обучения на современную школу. Организаторы конференции подготовили несколько популярных сегодня тезисов участникам и предложили их обсудить, учитывая тот опыт, который приобрели российские школы за последний месяц. В основе первого тезиса - страхи. Практически все педагоги согласны с тем, что дети бесстрашны и готовы к такому формату, а вот многие учителя с трудом осваивают новый метод общения с учениками. Так что в фокусе - страх учителей. 

 - Ученики бесстрашные - да, это есть, они быстро приспособились к ситуации, она их не пугает, и им это интересно. Что касается страхов учителей - они есть, они связаны с отсутствием нормативно-правовых актов, по нормированию труда педагогов, правил  учета рабочего времени при дистанционном обучении, и первая неделя нашим учителям далась очень сложно из-за часовой перегрузки, а также большой психологической нагрузки. Работать под прицелом родителей. И вот сейчас отмечаем, что доверия между родителями и учителями стало намного больше, - рассказал начальник Управления образования Окружной администрации г. Якутска Алексей  Семенов.

 - Сегодня изменилась немного функция учителя - она больше перешла в посредническую. Учитель становится посредником перед тем материалом, который ребенок извлекает из контента, находящегося в интернете, организуя процесс обучения. И важным фактором является мотивация, - рассказал заместитель министра Просвещения России Виктор Басюк.

А вот мотивации, как показывает практика, многим ученикам как раз и не хватает. В онлайн-формате сложнее заставить школьника учиться. Заинтересовать детей, будучи от них в нескольких километрах, удается не всем педагогам. 

Кроме того, учителям необходимы рекомендации от разработчиков методик учебных программ по работе в дистанционном режиме, считают в большинстве городов России. Сейчас в этом плане большую подмогу учителям оказали уже существующие образовательные интернет-платформы. Но пока их мало. И вести занятия в таком режиме весь год, пожалуй, будет невозможно, сетуют учителя. Впрочем, есть мнение, что после месяца вынужденной удалёнки, "школа в прежнем формате ребенку будет не нужна. Он захочет вернуться совсем в другую школу", - таков второй тезис конференции. Нашлись здесь его сторонники и противники.

 - Это будет школа общения и коммуникации.Но что изменить? Изменить формат классно-урочной системы. Ребенок не захочет заниматься дифференцировать по уровню сложности. У Ученика появится в свободном планировании. Коллеги, мы на пороге другой школы, - рассказала начальник Управления образования Перми Людмила Серикова.

 - Я все-таки не была бы столь категорична в отношении традиционной школы. Хочу сказать, что наши дети этого очень ждут. Здесь ведь главное - взять только лучшее, - рассказала председатель комитета образования администрации Балаковского муниципального района Любовь Бесшапошникова.

 - Дистанционное образование возможно, но оно требует дальнейшей методической разработки для достижения системности и эффективности. Но несомненно подчеркиваю, личное общение намного эффективнее дистанционного, - рассказал начальник Управления образования администрации г.Чебоксары Дмитрий Захаров.

В большинстве регионы признают: дистанционное обучение может дополнять, расширять основное, но быть основой образования не должно. Какой станет постдистанционная школа покажет время, а пока чиновники сошлись в одном - она уже никогда не будет прежней.

 

Екатерина Храмкина, Михаил Солин