Роботы для жизни: новые возможности. Cпециальный репортаж


В 7-ом детском саду Чебоксар робот стал частью повседневной жизни. Но ребята рады не встрече с самой интерактивной машиной, а возможности увидеть своего друга – Андрея.

В связи с особенностями развития Андрей в садик ходит не каждый день. Не пропускать важные занятия ему помогает робот телеприсутствия. Подключиться к нему можно прямо из дома.

Заведующая детским садом №7 г. Чебоксары Наталия Спиридонова рассказывает: «Для работы с роботом родителю, имеющему особенного ребенка, достаточно иметь доступ в интернет, ввести IP-адрес робота, и он будет доступен для работы».

Тема сегодняшнего занятия – эмоции. Через робота Андрей не только видит и слышит всё, что происходит в группе, но и участвует в игре.

Интерактивный комплекс в детском саду появился год назад, приобрели его на грант администрации Чебоксар. «Умная» машина – часть проекта инклюзивного образования особенных малышей.

Мама воспитанника детского сада №7 г. Чебоксары Анжела Владимирова говорит: «Мы рады, что мы ходим в этот детский сад. Я думаю, что благодаря педагогам, дефектологам, специалистам этого детского сада наши дети действительно смогут пойти в школу и смогут обучаться в школе, а не сидеть дома на домашнем обучении».

Робот настолько понравился ребятам, что они решили дать ему имя – Лунтик. Как и герой одноименного мультфильма, выглядит он немного странно: словно прилетел с другой планеты.

Кстати, первый робот-андроид в советском союзе появился 80 лет назад. В отличие от Лунтика у него не было имени, лишь маркировка В2М. Он ничего не видел, не слышал, не двигался, лишь поднимал руку. А вот Лунтик даже может общаться.

Что-что, а «разговаривать» Лунтик обожает. Точнее, транслировать сказки. В этом образе он уже больше похож на заботливую бабушку, а не на программно-технический комплекс.

Рассказывать сказки педагог может дистанционно, к примеру, если находится в учебном отпуске. Нужен лишь доступ в интернет. Кстати, Лунтик и сам не прочь на время стать воспитателем. Малышей он учит чистить зубы.

Педагоги уверены: в интерактивной форме ребята лучше усваивают знания. То, что сказал робот, запоминается быстрее, чем слова воспитателя. К тому же в 21-ом веке к инновациям малышей нужно приобщать уже с детского сада.

В этой чебоксарской семье проблем с уборкой полов нет. Робот-пылесос запустить может даже ребенок. Работает техника по запрограммированному алгоритму, распознает ступеньки и никогда с них не падает. Своими датчиками робот «чувствует» преграду и объезжает ее, легко маневрируя среди мебели. Такие домашние помощники пока стоят недешево, но хозяйка «умного» пылесоса уверена: новейшие технологии позволяют ей быть любящей женой и матерью, а не домработницей.

Хозяйка робота-пылесоса Екатерина Лапина рассказывает: «За освободившееся время, которое у меня появилось, я считаю, что я не переплатила. Очень много времени у меня освобождают посудомойка, робот-пылесос, стиральная машина, очень они помогают, конечно. Время, которое я могла бы потратить на уборку, я трачу на другие более важные для меня вещи».

Екатерина уже подумывает обновить модель робота. Ведь теперь домашними помощниками можно управлять дистанционно – через сеть Wi-Fi и даже 3G – с помощью смартфона.

А этому роботу на поверхности земли не очень уютно. Его стихия – работа под землей. Проверяет железный помощник канализационные трубы и коллекторы. Обзор у робота – 360 градусов. Засоры, перегибы, трещины, незаконные врезки – определить состояние сетей с помощью умной машины не составляет труда.

Этот робот на чебоксарском водоканале работает вот уже три года. За это время проинспектировал больше половины городских сетей. В отпуске ни разу не был, на больничный не ходил и готов работать круглые сутки.

Большинство чебоксарских трубопроводов и коллекторов строились еще в 70-ых годах прошлого века. И о том, что сейчас творится внутри, специалисты могли лишь догадываться. Роботизированный комплекс телеинспекции обошелся водоканалу в несколько миллионов рублей. Но коммунальщики уверены: затраты окупаются своевременной профилактикой аварий.

Главный инженер ОАО «Водоканал» Алексей Щепелев говорит: «Очень зарекомендовал себя только с хорошей стороны. Он позволяет не просто выполнить объективную оценку технического состояния сетей, но и предпринять заблаговременные меры, чтобы не допустить развития каких-либо аварийных или чрезвычайных ситуаций».

На «Водоканале» подчеркивают: обслуживают робота только специально обученные люди. В основном это молодежь до 30-ти лет. Они и с техникой на «ты», да и в слесарях засиживаться не собираются. Такие специалисты – открыты инновациям и всегда готовы учиться.

Профессию робототехника почти в совершенстве освоил врач-нейрохирург Валерий Соловьев. В Центре травматологии, ортопедии и эндопротезирования уже семь лет в операциях участвует робот-хирург. Нет, он не заменяет врача, он помогает максимально точно расположить импланты и снизить риск врачебной ошибки. По сути, робот ассистирует хирургу. Разработчики так его и назвали – «Spine-Assist».

Врач-нейрохирург Федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования Валерий Соловьев объясняет: «Обязательно условие: перед каждой операцией мы тестируем этот комплекс, смотрим точность его работы. Потом мы его устанавливаем на человека. Программу роботу задает, конечно, доктор. Мы программируем, куда хотим установить имплант. У робота есть специальная рука, с ее помощью он нам помогает установить импланты».

Точность хирургического робота – 100 процентов. Это позволяет свести к минимуму возможность повреждения сосудов, нервов и спинного мозга пациента.

Время операции сокращается, увеличивается точность действий хирурга, уменьшается срок реабилитации пациентов. Кстати, по количеству проведенных роботизированных операций чебоксарские нейрохирурги – первые в России. А новейший комплекс в республике появился практически параллельно с московским.
А эта рука-манипулятор заменяет сварщика. Инженеры шутят: с похмелья она никогда не дрожит, да и сигареты не просит. Шов выходит качественным, производительность высокой.

Правда, чтобы сварочный шов получился идеальным, робота нужно правильно запрограммировать. Управлять «умным» комплексом учат здесь, на машиностроительном факультете ЧГУ. Робота-манипулятора Чувашский госуниверситет приобрел по федеральной программе «Кадры для регионов». Третий год вуз успешно учит инженеров-механиков работать на инновационном оборудовании.

Студент 4 курса Чувашского государственного университета Николай Миллин говорит: «Чем больше вуз дает студенту работать на подобном оборудовании, тем больше зарплата у его выпускников будет в будущем. Подобные комплексы стоят у нас в Чувашии на современных заводах, которые выпускают востребованные изделия».

А в этом классе – будущее российской робототехники. Лет через двадцать эти ребята смогут сами создавать и программировать промышленных роботов. К примеру, сейчас они изучают вот этот робототехнический комплекс, который, по сути, сочетает в себе современные достижения телекома и программирования.

А именно – дистанционное управление. Сейчас робот принимает команды с помощью Bluetooth. Но есть возможность координировать действия машины и через сеть 3G, со смартфона. Правда, прежде чем запустить робота, его нужно собрать.

Такие конструкторы стоят от 30-ти до 150-ти тысяч рублей в зависимости от сложности элементов. Все куплены на республиканские гранты: без помощи государства роботостроение не поднять. В центре молодежного и инновационного творчества сейчас обучаются около трехсот ребят. Занятия проходят в столице республики и в Новочебоксарске. В районах Чувашии подростки изучают робототехнику в основном в домах творчества и на внеклассных занятиях в школах. Там все держится на плечах энтузиастов.

Руководитель Центра молодежного и инновационного творчества Сергей Сорокин рассказывает: «Вопросы есть, конечно, сложности есть. Мало учителей в школах, особенно в сельской местности. Но, допустим, последние республиканские соревнования показали: у нас самое большое число победителей было из села Моргауши, затем идет Ядрин и только после этого Чебоксары и Новочебоксарск. Потенциал у нас очень большой. Правительство республики предпринимает много усилий. Так мы получили порядка 6 миллионов грантовых денег на создание этого центра, они должны в ближайшее время дать результат».

А чтобы результат был, заниматься желательно лет с пяти, говорят педагоги. Эти мальчишки уже строят робота-крокодила. С дошкольного возраста ребята учатся программировать на базовых языках. Педагоги отмечают: дети схватывают налету, потому что воспринимают обучение как увлекательную игру. А вот ребята постарше ходят в Центр не просто поиграть.

Ученик 5-ого класса Александр Клочков мечтает стать инженером. Мальчик рассказывает: «Мне нравятся всякие действия с механизмами, нравится создавать новые предметы. Мне это интересно».

Ученица 3-его класса Анисья Солина добавляет: «И я хожу в этот кружок, потому что мне очень нравится собирать разных роботов и программировать их».

Кстати, изобретатель первого советского робота-андроида был не на много старше этих ребят. Вадим Мацкевич ходил в кружок юных техников Ростова-на-Дону с семи лет. В пятнадцать одаренный подросток сконструировал робота, похожего на человека. И на Всемирной выставке 1937-ого года в Париже его творение стало сенсацией.

Вероятно, блестящее будущее ждет и этих юношей. Скоро они станут инженерами. Сейчас готовятся к всероссийским соревнованиям по робототехнике. Признаются: со сверстниками из Москвы, Екатеринбурга и Челябинска соперничать придется нелегко. Там центры инновационного творчества существуют полтора десятка лет. В Чувашии – только три года. Но студенты обещают не ударить в грязь лицом.

С внедрением новых технологий кардинально изменилось производство. Конкурентоспособны сейчас те предприятия, где вовремя перешли на роботизированные комплексы. Эксперты подчеркивают: в успешных компаниях автоматизировано не меньше 80-ти процентов производства. Так сводится к минимуму пресловутый человеческий фактор и повышается производительность. Конечно, в таком случае сокращается число рабочих мест, но растет зарплата и востребованность высококвалифицированных инженеров.

Промышленность, ЖКХ, медицина, образование, домашнее хозяйство – создатели первых роботов и представить себе не могли, насколько точно их идеи реализуются в 21-ом веке. Управлять «умными» машинами несложно через компьютеры, смартфоны, планшеты. Ведь только под присмотром человека роботы для жизни и создают новые возможности.