Вести. Экономика. Выпуск 13.04.2016


Попасть в сети — «Магнита», «Ленты», «Ашана», «МЕТРО» - заветная мечта любого амбициозного производителя. Войти со своим товаром в гипермаркет — задача гиперсложная. По оценке самих производителей, федеральные сети в своем развитии и агрессивном маркетинге на два поколения впереди регионального поставщика. Догнать и, что называется, «переженить» их был призван «День поставщика», прошедший в Чебоксарах.

Соленья, колбасы, сыры — и все продукции местных производителей. Они так и кричат: возьмите нас, купите нас, поставьте на свои золотые полки. Но чтобы это произошло, нужно, чтобы производители и продавцы сели не просто за стол, а за стол переговоров.

А за столом оживленный дискурс. Это только в любви попасть в сети — дело нехитрое. В деловом мире, чтобы стать партнером крупной торговой компании, придется удовлетворить ее по всем параметрам. И мало того, что добиваться взаимности иногда приходится годами...

- Я семь месяцев переговоры вел, чтобы поднять цены на рубль 30! Моя переговорная сессия с одной сетью длилась 6 лет. И только этой осенью зашли в сеть.

- Низкая цена на хлеб — это здорово. Но есть предел, ниже которого опускаться нельзя. Мы можем сделать дешевый хлеб — из соломы. Тоже безопасный будет хлеб, но на здоровье не очень хорошо скажется, - замечает депутат Госсовета Чувашии, генеральный директор хлебозавода №2 Юрий Кислов.

В вопросе цены федеральные торговые сети, скорее, на стороне покупателя. За счет гигантского оборота они удерживают ценник на минимальном уровне. Проблема в том, как это сказывается на качестве. И что еще более болезненно - местные сети не могут составить конкуренции федеральным по объемам закупок и оказываются в заведомо проигрышном положении.

- Вы же поставщики, вы же местные, вы же сами погубили местные сети. Потому что федералы, у них обороты — пожалуйста, они вас учат — пожалуйста, деньги наших покупателей увозят к себе — пожалуйста. Вы можете сказать - «мы платим тяжело». А как же нам платить, если вы им 20-30% бонуса дали? Мне дали 3%, а кредит-то я беру 14-15. Мы в неравных условиях. Вы нам равные дайте и потом посмотрим, кто лучше — федералы или местные сети, - рассуждает руководитель торговой сети «СМАК» Лариса Наместникова.

Высокие гости заверили, что одна из приоритетных задач - сохранить местные сети. Возможно, для этого потребуется государственная поддержка. Впрочем, бизнес уверен, выживание в этом мире происходит в строгом соответствии с теорией эволюции — слабые уходят, остаются те, кто сумел приспособиться.

- Есть такие вещи, как мерчендайзинг, как акции, много методологий, чтобы занять золотые полки, не платя за это. Надо просто изучать и жить этим, чтобы чувствовать себя нормально в сетях, - говорит коммерческий директор ОАО «Ядринмолоко» Роман Малов.

Отдать все на откуп рынку в надежде, что он сам себя отрегулирует — не лучший выход, считают некоторые эксперты. И хотя от слова «госплан» попахивает нафталином, гарантированный заказ от сетей местным производителям очень даже показан.

- Сегодня все понимают, что яблоки нужно есть из своего региона, и огурцы тоже. И что арбузы из Панамы — это здорово, но не всегда эффективно. Сегодня пришло время на государственном уровне вводить определенные нормы, когда сети обязаны ставить на полки местного производителя, - отмечает депутат Госсовета Чувашии Сергей Щетников.

Предложения поставщиков идут еще дальше. В Чувашии производят продукцию из сегмента «органика», которую тоже нужно выделять из общей массы.

- Наверное, это отдельные полки эко-продуктов, чтобы человек не рылся в общей массе, а понимал — это натуральное, - говорит председатель Совета директоров Урмарской племенной птицефабрики Игорь Сыснов.

В любом случае первое знакомство состоялось: как говорится, у нас товар, у вас - купец. Как будут развиваться отношения дальше, будет ясно по полкам в гипермаркетах.