Специальный репортаж. К 60-летию полета человека в космос. Андриян Николаев
Андриян Григорьевич был очень добрым, чутким человеком, который старался помочь абсолютно всем, кто к нему обращался. Он многое сделал для процветания республики. Никогда не страдал "звездной болезнью". Оставался простым, открытым и скромным.
Музей космонавтики в Шоршелах открылся еще при жизни Андрияна Григорьевича. 14 декабря 1972 года он разместился в сельской школе. А в 2001-м музей, наконец, обрел собственное, специально отстроенное для него, просторное здание. В открытии принял участие и сам Андриян Николаев.
В музее 5 залов и 6 тысяч экспонатов. Среди них много уникальных. Школьный уголок, парта - точно за такой же сидел в 40-е годы будущий космонавт.
- На стенде мы видим журнал 3 класса, читаем - Григорьев Андриян - почему Григорьев, потому что учительница, когда собирала в первый класс, никогда не спрашивали документов, записывали по отцу, было принято Григорьев сын, значит, Григорьев. Смотрим оценки - хорошо, хорошо, отлично, троек нет, двоек нет, он был прилежным, отличником в учебе, - рассказал директор мемориального комплекса летчика-космонавта СССР А.Г.Николаева Александр Тукмаков.
Сохранилась даже грамота ученика второго класса Андрияна Григорьева - в те времена такие бумаги давались только за очень большие заслуги в учебе. После окончания школы Андриян Николаев поступил в лесотехнический техникум, потом работал в Карелии. Судьба его круто изменилась после армии. Он попал в авиационные войска, после чего окончил Фрунзенское военное авиационное училище. Там-то он и отличился так, что его заметили.
- При учебном полете у него отказал мотор, и хотя командир приказал прыгать, спасать себя, но он сообразил, анализировал, что можно посадить, посадил неработающий двигатель с небольшим повреждением. За это получил первую награду - командирские часы, - рассказал директор мемориального комплекса летчика-космонавта СССР А.Г.Николаева Александр Тукмаков.
Этот поступок впоследствии также повлиял на решение при зачислении Андрияна Николаева в отряд космонавтов. Он был в той самой легендарной шестерке - среди первых покорителей космоса. Андриян Николаев полетел третьим в Советском Союзе. 11 августа 1962 года он отправился за пределы Земли на корабле "Восток-3", на следующий день к экспедиции присоединился Павел Попович на корабле "Восток-4". Это был первый в мире групповой полет. Серьезная ответственная миссия. Но это не помешало друзьям переговариваться в космосе, петь украинские и чувашские песни и шутить. Павел Попович рассказывал: он называл коллегу Андрюшей, в какой-то момент тот отстегнулся и смог ощутить состояние невесомости, предложил то же самое сделать другу.
- Я говорит, отвязался, Попович рассказывает, не летаю, как же так, Андрей, не летаю? Ну, говорит, ты оттолкнись, я оттолкнулся, а в космосе веса нет, резко наверх полетел и стукнулся головой, вылетело нехорошее слово - первое в космосе. Андрей сказал - тебе ведь попадет! А пусть сначала дотянутся! - рассказал директор мемориального комплекса летчика-космонавта СССР А.Г.Николаева Александр Тукмаков.
Что еще интересно, во время первого полета Андриян Николаев стал и первооткрывателем космических обедов, трижды в день принимая специально приготовленные консервы и заваривая кофе. Кстати, и музею он представил образцы настоящей, той самой, первой космической пищи.
- На вкус не знаете, не пробовали?
- Пробовали, когда строили экспозицию, конечно, с разрешения Андрияна Григорьевича, если много пробуешь, только понятно, а когда немного, еще хочется попробовать, значит, вкусно, - рассказал директор мемориального комплекса летчика-космонавта СССР А.Г.Николаева Александр Тукмаков.
После возвращения на землю родная республика встречала Андрияна Николаева как национального героя. Для этого даже выписали легендарный автомобиль ЗИС-110, на котором могли ездить только партийные боссы. На этом авто космонавт из Чувашии проехал 2 сентября 1962 года по улицам Чебоксар.
- Коллекционеры охотятся за этой машиной, это чистая отечественная машина, более 6 метров, около 3 тонн, что интересно, до сих пор на ходу, - рассказал директор мемориального комплекса летчика-космонавта СССР А.Г.Николаева Александр Тукмаков.
Во время второй экспедиции, это было уже в 1970 году, Андриян Николаев на корабле "Союз-9" находился на околоземной орбите 17 суток, 16 часов и 58 минут, установив первый рекорд по длительности полета. Он сам предоставил музею настоящие листки бортового журнала космических кораблей "Восток-3" и "Союз-9", заполненные им в космосе. И многие другие экспонаты появились также благодаря ему - скафандры, гидрокостюм на случай приводнения.
- Вот интересный экспонат - это ложемент, который изготавливался для космонавтов, чтобы сидеть во время старта и приземления, вот в такой интересной позе - позе эмбриона, - рассказал директор мемориального комплекса летчика-космонавта СССР А.Г.Николаева Александр Тукмаков.
Не каждый музей космонавтики может похвастаться и вот таким экспонатом - это спускаемый аппарат космического корабля "Восток" - он весит, между прочим, - 2,4 тонны и побывал в космосе. Сами космонавты его ласково называли "шариком".
- Капсула настоящая, летала на испытательном старте, без животных, только с приборами, испытательный старт, благодаря Андрияну Григорьевичу сумели привезти сюда, на сегодняшний день их невозможно нигде найти, космонавты сами удивляются, когда приезжают, - рассказал директор мемориального комплекса летчика-космонавта СССР А.Г.Николаева Александр Тукмаков.
В этой часовне обрел вечный покой Андриян Николаев. Еще при жизни он высказал пожелание быть похороненным на родине. Его тянуло в родные края, он очень скучал по деревне, поэтому иного места для упокоения и представить просто не мог. Андрияна Григорьевича не стало 3 июля 2004 года. Каждый год в день смерти к могиле возлагают цветы.
Музей в Шоршелах пользуется огромной популярностью. За годы работы его посетили более 2 миллионов человек. Здесь проводят занятия со школьниками, организуют для приезжих и местной детворы тематические кружки, проходят встречи с космонавтами.
Живой интерес к теме космоса проявляют не только дети. Взрослые точно также с огромным любопытством слушают экскурсоводов, интересуются и, как правило, возвращаются сюда вновь. Сотрудники музейного комплекса надеются, что им удалось увлечь не одно сердце.