Чебоксарские адреса. Выпуск 16.10.2015
Осматривая рабочий кабинет заместителя директора ГТРК, Зоя Никанорова пытается узнать свою квартиру. Она жила здесь 13 лет. С середины 70-х в трехэтажном здании на улице Николаева размещается администрация республиканского телевидения, но многие прохожие до сих пор думают, что это жилой дом. Его начали строить в 1959 году, когда еще не было ни современной телебашни, ни аппаратно-студийного комплекса. 16-квартирный жилой дом со встроенным телеателье — так он назывался в документах. В 5 часов вечера 23 февраля 1961 года его приняла хозяйственная комиссия.
Небольшие одно- и двухкомнатные квартиры, каждая не больше 23 квадратов. Актриса Чувашского театра кукол Зоя Никанорова переехала сюда в 1961 году, здесь же родилась ее дочь Инна. Вспоминает: на первом этаже было телеателье, где ремонтировали телевизоры, и киноцех, на втором и третьем квартиры получили работники будущего телецентра. Соседнее здание аппаратно-студийного комплекса тогда еще только начинало строиться, но коллектив уже рвался в эфир. Первую очередь АСК примут 16 октября 1961 года, тогда же выйдет первый выпуск новостей, и именно эта дата будет считаться днем рождения республиканского телевидения.
В конце 50-х в областных центрах и столицах национальных республик начали открываться местные телестудии. Жители Горьковской области, Марий Эл, Удмуртии уже смотрели их передачи, в Чувашии же о своем телевидении пока только мечтали. В те годы при покупке телевизоры регистрировали. Так вот в марте 1961 года во всей республике было лишь 987 телевизоров. Но когда заработал телецентр, продажи резко выросли: 3 тысячи штук за несколько месяцев.
Эту 196-метровую башню установили лишь в 70 году, а еще в 57-ом на ее месте подняли обычную радиомачту, и экспериментальное вещание начиналось из небольшого помещения под ней. Расположение телецентра определил рельеф местности — это самая высокая точка в центре города. До полета в космос Андрияна Николаева еще год, это осенью 1962 года улицу переименуют в его честь, а тогда она называлась улицей Энтузиастов. Для телевидения — вполне символично. И полвека назад, и сейчас здесь многое держится на энтузиазме работников. Первый штат — это вообще 7 человек: директор студии, редактор, режиссер, звукорежиссер, диктор, телеоператор и художник. Первая — пробная - передача вышла в прямой эфир 5 сентября 1961 года. Спустя полтора месяца с 16 октября началось уже регулярное вещание. Если технические специалисты в Чебоксарах были, то дикторы, редакторы и режиссеры-постановщики пришли на телевидение из театра. Павел Крысин, возглавлявший Гостелерадио Чувашии с 1965 по 1984 годы, вспоминал: «Не у кого было учиться. Подражали Москве, подражали соседям, если успели посмотреть их передачи. Делали наподобие программы «Время» свою передачу «День республики».
Открытие аппаратно-студийного комплекса в 1967 году стало грандиозным событием — редакции уже не нужно было ютиться на первом этаже соседнего жилого дома и в каморке под телебашней. Самое главное — появился огромный студийный павильон. За прошедшие полвека здесь несколько раз меняли свет, камеры, декорации, не трогали только двери — из цельной дубовой доски, защищающие студию от любых звуков внешнего мира. Общая стоимость АСК — 3 с половиной миллиона рублей — в дореформенных ценах. Причем на строительство ушло 353 тысячи, остальное в этой сумме — стоимость оборудования. Пройдет всего лишь 5 лет, и этот проект признают устаревшим, навсегда откажутся от него, но тогда работники телевидения радовались, что у каждой службы появилось свое помещение.
Вообще чебоксарский телецентр построен по типовому проекту серии 415-04 Государственного союзного проектного института министерства связи СССР. В точно таких же зданиях до сих пор работают телевизионщики не только во многих российских городах, но и в бывших республиках Советского Союза. В 1966 году в Москве проект забраковали, потому что в нем не был предусмотрен кинокомплекс для производства синхронных фильмов. Синхронных — это когда звук и видео писались вместе. В центре здания - прямоугольник большой студии, вокруг него — аппаратные, монтажные, редакторские. В 60-е были артистические, костюмерные, репетиционные. Первые передачи тех лет — концерты и спектакли. Ни телекамер, ни магнитофонов с возможностью записи в Чебоксарах тогда еще не было — артисты работали в прямом эфире. А до этого по нескольку часов шли репетиции, на телевизионном языке — тракты. Рассказывает Людмила Семенова, 29 лет проработавшая здесь режиссером: «И падали, и без сознания людей уводили, особенно, если ветеранский коллектив выступал, то частенько такое было. Детские коллективы тоже — дети не выдерживали. Медики у нас дежурили».
Все, что осталось в архиве с тех лет — это очерки и фильмы, снятые на кинопленку. Вместе со студией телевидения работал еще и киноцех. Был даже план киносъемок, утвержденный Гостелерадио СССР. Если в 1965 году для Чувашии он предусматривал 27 часов, то в 66-ом – уже 33. Один из самых известных в Чувашии телеоператоров Борис Полозов в 1969 году пришел устраиваться сюда электриком — в итоге был принят осветителем в киноцех. Так начинался его 43-летний роман с телевидением.
«Это здание было совершенно самостоятельным, - Борис Леонидович направляется в редакторские, что находятся на 1 этаже, - этого перехода, коридора и ступенек не было. Когда я пришел сюда на работу, здесь располагался киноцех, выше были жилые квартиры».
«Два подъезда, два этажа, мы жили как одна большая семья», - вспоминает Зоя Никанорова. В 67-ом она ушла из театра кукол на телевидение, соседи по дому стали еще и коллегами. Говорит: таких людей в ее жизни больше не было. Двор этого дома и тогда, и сейчас отделяют от улицы стена и ворота. Здесь сложился какой-то свой мир. По осени соседи все вместе разводили костер, жгли в нем листву, пекли картошку. А в парк Николаева по утрам выходили на пробежку. «Нам, детям, он казался нам настоящим лесом, и только самые храбрые мальчики и девочки могли пойти туда без родителей», - вспоминает дочь Зои Сергеевны Инна. Сейчас она председатель Чувашского регионального отделения Русского географического общества. «Детей в доме было много, - говорит Инна Витальевна. - В основном девчонки, которые объединялись против мальчишек из соседнего двора - Николаева, 12. В этом доме жили те, кто работал на телевидении. Не я одна была такая крутая, у которой мама с телевидения, мы почти все были такие. И мы себя ощущали элитным двором».
В 1970-ом вместо радиомачты небо над телецентром проткнула 196-метровая башня. Зимой в ветреную погоду с нее градом летят мелкие крупинки гололеда — жить в такой близости к башне нельзя по соображениям безопасности. И в 1974 году телевизионщикам дали другие квартиры.
Ремонтировать здание, ломать перегородки между подъездами, переделывать квартиры в кабинеты довелось Анатолию Крынецкому, в те годы директору Радиотелецентра. Работники просили построить между корпусами теплый переход. До этого пленку в киноцех из здания АСК носили по улице. Людмила Семенова вспоминает: «Нам же всё нужно быстрее. Одеваться некогда. Бежишь по улице в любую погоду: в дождь, в мороз. Вроде, недалеко, но когда добегаешь, уже успеваешь вымокнуть или замерзнуть». И так — почти 14 лет, пока киноцех и здание АСК не связал теплый переход. Его длина — всего-то 24 метра, но чтобы наполнить его воздухом и светом, прорубили 15 окон, а потолок украсили лепниной. «Было время бурного развития города, - с улыбкой вспоминает Анатолий Крынецкий, - и Тракторный завод, и ГЭС строились, и жилые комплексы. У нас работало много специалистов из Болгарии. И вот мне сказали: есть такой человек, который занимается лепниной, неплохо у него получается. Ну вот он взялся и сделал».
Разбить между зданиями небольшой газон и посадить здесь ели предложил Элли Юрьев. Немногие знают, что знаменитый художник, создатель государственной символики Чувашии, один год своей жизни посвятил телевидению: придумывал заставки для программ, оформлял студию. Вообще в середине 70-х при Анатолии Крынецком на территории телецентра развернулись большие стройки: во дворе даже возвели гостевой домик. «Приезжали монтажники, наладчики, постоянно у нас жила какая-то бригада, - говорит Крынецкий. - С гостиницами были проблемы, и мы были вынуждены приспособить, чтобы люди могли на месте жить. А потом они простые работяги были, гостиницы такие, как «ДИС» им не оплачивались».
У радиотелецентра была своя котельная. Пробурили собственную скважину, потому что водопроводная вода, очищенная хлором, для цветной проявки не подходила. А в 85-ом году республиканское телевидение как раз полностью перешло на цветное вещание. Над гаражом возвели второй этаж — нужно было где-то хранить декорации.
«В советское время о людях больше думали, - вздыхает Анатолий Крынецкий. - Работники все время поднимали вопрос: нам нужен свой спортзал. Другие говорили: среди нас есть рыбаки, и хотелось бы иметь свою моторную лодку. И мы для каждого цеха купили лодки. Были свои охотугодья и даже пасека».
Ни гостиницы, ни скважины, ни пасеки у ГТРК сейчас нет. Те годы вообще называют золотыми. Было много эфирного времени: и регионы снимали фильмы, показывали телеверсии спектаклей, транслировали концерты. Штат доходил до 300 человек. Чебоксары стремительно увеличивались и по площади: строились Тракторный завод, Новоюжный район - и по численности. К 80-ому году чебоксарцев было уже 300 тысяч. А по соседству рос еще один город. Там уже работал химкомбинат, и вот-вот предстояло запустить гидростанцию. Сюжеты с комсомольских строек постоянно показывали по Центральному телевидению, и в Чебоксарах это использовали как повод, чтобы выпросить в Москве самую современную технику. Это здание помнит немало именитых гостей — на прямые эфиры сюда приезжали настоящие герои своего времени: Святослав Федоров, Андриян Николаев, Михаил Горбачев... А уж сколько было народных артистов СССР, сейчас даже не вспомнить, - говорят режиссеры, работавшие за пультом. В такие дни весь телецентр стоял на ушах.
«Один раз за моими плечами стояло все начальство. И они решили мной командовать, - рассказывает режиссер Людмила Семенова. - Я выгнала с пульта. Очень долго на меня дулись, потом поняли, что правильно сделала».
Телевидение - одна из очень немногих сфер, где за полвека произошло столько революционных изменений. Появилась техника, способная записывать программы, это стало прорывом. Научились звук и видео записывать вместе, а не синхронизировать потом на монтаже — опять достижение. Запустили цветное вещание — настоящая революция. Отказались от кинопленки и проявки, перешли на видеокассеты — новая страница в истории. А в эпоху глобальной цифровизации и магнитная пленка уже кажется пережитком — камеры начали снимать на флеш-карты. Новые пульты, магнитофоны, компьютеры, передвижные телестанции — с приходом каждого нового формата — VHS, Super VHS, Betacam, DV, DVCam, HD приходилось менять всю технику, и в нынешнем телецентре уже мало что напоминает о 60-ых годах, когда все только начиналось.
Небольшие одно- и двухкомнатные квартиры, каждая не больше 23 квадратов. Актриса Чувашского театра кукол Зоя Никанорова переехала сюда в 1961 году, здесь же родилась ее дочь Инна. Вспоминает: на первом этаже было телеателье, где ремонтировали телевизоры, и киноцех, на втором и третьем квартиры получили работники будущего телецентра. Соседнее здание аппаратно-студийного комплекса тогда еще только начинало строиться, но коллектив уже рвался в эфир. Первую очередь АСК примут 16 октября 1961 года, тогда же выйдет первый выпуск новостей, и именно эта дата будет считаться днем рождения республиканского телевидения.
В конце 50-х в областных центрах и столицах национальных республик начали открываться местные телестудии. Жители Горьковской области, Марий Эл, Удмуртии уже смотрели их передачи, в Чувашии же о своем телевидении пока только мечтали. В те годы при покупке телевизоры регистрировали. Так вот в марте 1961 года во всей республике было лишь 987 телевизоров. Но когда заработал телецентр, продажи резко выросли: 3 тысячи штук за несколько месяцев.
Эту 196-метровую башню установили лишь в 70 году, а еще в 57-ом на ее месте подняли обычную радиомачту, и экспериментальное вещание начиналось из небольшого помещения под ней. Расположение телецентра определил рельеф местности — это самая высокая точка в центре города. До полета в космос Андрияна Николаева еще год, это осенью 1962 года улицу переименуют в его честь, а тогда она называлась улицей Энтузиастов. Для телевидения — вполне символично. И полвека назад, и сейчас здесь многое держится на энтузиазме работников. Первый штат — это вообще 7 человек: директор студии, редактор, режиссер, звукорежиссер, диктор, телеоператор и художник. Первая — пробная - передача вышла в прямой эфир 5 сентября 1961 года. Спустя полтора месяца с 16 октября началось уже регулярное вещание. Если технические специалисты в Чебоксарах были, то дикторы, редакторы и режиссеры-постановщики пришли на телевидение из театра. Павел Крысин, возглавлявший Гостелерадио Чувашии с 1965 по 1984 годы, вспоминал: «Не у кого было учиться. Подражали Москве, подражали соседям, если успели посмотреть их передачи. Делали наподобие программы «Время» свою передачу «День республики».
Открытие аппаратно-студийного комплекса в 1967 году стало грандиозным событием — редакции уже не нужно было ютиться на первом этаже соседнего жилого дома и в каморке под телебашней. Самое главное — появился огромный студийный павильон. За прошедшие полвека здесь несколько раз меняли свет, камеры, декорации, не трогали только двери — из цельной дубовой доски, защищающие студию от любых звуков внешнего мира. Общая стоимость АСК — 3 с половиной миллиона рублей — в дореформенных ценах. Причем на строительство ушло 353 тысячи, остальное в этой сумме — стоимость оборудования. Пройдет всего лишь 5 лет, и этот проект признают устаревшим, навсегда откажутся от него, но тогда работники телевидения радовались, что у каждой службы появилось свое помещение.
Вообще чебоксарский телецентр построен по типовому проекту серии 415-04 Государственного союзного проектного института министерства связи СССР. В точно таких же зданиях до сих пор работают телевизионщики не только во многих российских городах, но и в бывших республиках Советского Союза. В 1966 году в Москве проект забраковали, потому что в нем не был предусмотрен кинокомплекс для производства синхронных фильмов. Синхронных — это когда звук и видео писались вместе. В центре здания - прямоугольник большой студии, вокруг него — аппаратные, монтажные, редакторские. В 60-е были артистические, костюмерные, репетиционные. Первые передачи тех лет — концерты и спектакли. Ни телекамер, ни магнитофонов с возможностью записи в Чебоксарах тогда еще не было — артисты работали в прямом эфире. А до этого по нескольку часов шли репетиции, на телевизионном языке — тракты. Рассказывает Людмила Семенова, 29 лет проработавшая здесь режиссером: «И падали, и без сознания людей уводили, особенно, если ветеранский коллектив выступал, то частенько такое было. Детские коллективы тоже — дети не выдерживали. Медики у нас дежурили».
Все, что осталось в архиве с тех лет — это очерки и фильмы, снятые на кинопленку. Вместе со студией телевидения работал еще и киноцех. Был даже план киносъемок, утвержденный Гостелерадио СССР. Если в 1965 году для Чувашии он предусматривал 27 часов, то в 66-ом – уже 33. Один из самых известных в Чувашии телеоператоров Борис Полозов в 1969 году пришел устраиваться сюда электриком — в итоге был принят осветителем в киноцех. Так начинался его 43-летний роман с телевидением.
«Это здание было совершенно самостоятельным, - Борис Леонидович направляется в редакторские, что находятся на 1 этаже, - этого перехода, коридора и ступенек не было. Когда я пришел сюда на работу, здесь располагался киноцех, выше были жилые квартиры».
«Два подъезда, два этажа, мы жили как одна большая семья», - вспоминает Зоя Никанорова. В 67-ом она ушла из театра кукол на телевидение, соседи по дому стали еще и коллегами. Говорит: таких людей в ее жизни больше не было. Двор этого дома и тогда, и сейчас отделяют от улицы стена и ворота. Здесь сложился какой-то свой мир. По осени соседи все вместе разводили костер, жгли в нем листву, пекли картошку. А в парк Николаева по утрам выходили на пробежку. «Нам, детям, он казался нам настоящим лесом, и только самые храбрые мальчики и девочки могли пойти туда без родителей», - вспоминает дочь Зои Сергеевны Инна. Сейчас она председатель Чувашского регионального отделения Русского географического общества. «Детей в доме было много, - говорит Инна Витальевна. - В основном девчонки, которые объединялись против мальчишек из соседнего двора - Николаева, 12. В этом доме жили те, кто работал на телевидении. Не я одна была такая крутая, у которой мама с телевидения, мы почти все были такие. И мы себя ощущали элитным двором».
В 1970-ом вместо радиомачты небо над телецентром проткнула 196-метровая башня. Зимой в ветреную погоду с нее градом летят мелкие крупинки гололеда — жить в такой близости к башне нельзя по соображениям безопасности. И в 1974 году телевизионщикам дали другие квартиры.
Ремонтировать здание, ломать перегородки между подъездами, переделывать квартиры в кабинеты довелось Анатолию Крынецкому, в те годы директору Радиотелецентра. Работники просили построить между корпусами теплый переход. До этого пленку в киноцех из здания АСК носили по улице. Людмила Семенова вспоминает: «Нам же всё нужно быстрее. Одеваться некогда. Бежишь по улице в любую погоду: в дождь, в мороз. Вроде, недалеко, но когда добегаешь, уже успеваешь вымокнуть или замерзнуть». И так — почти 14 лет, пока киноцех и здание АСК не связал теплый переход. Его длина — всего-то 24 метра, но чтобы наполнить его воздухом и светом, прорубили 15 окон, а потолок украсили лепниной. «Было время бурного развития города, - с улыбкой вспоминает Анатолий Крынецкий, - и Тракторный завод, и ГЭС строились, и жилые комплексы. У нас работало много специалистов из Болгарии. И вот мне сказали: есть такой человек, который занимается лепниной, неплохо у него получается. Ну вот он взялся и сделал».
Разбить между зданиями небольшой газон и посадить здесь ели предложил Элли Юрьев. Немногие знают, что знаменитый художник, создатель государственной символики Чувашии, один год своей жизни посвятил телевидению: придумывал заставки для программ, оформлял студию. Вообще в середине 70-х при Анатолии Крынецком на территории телецентра развернулись большие стройки: во дворе даже возвели гостевой домик. «Приезжали монтажники, наладчики, постоянно у нас жила какая-то бригада, - говорит Крынецкий. - С гостиницами были проблемы, и мы были вынуждены приспособить, чтобы люди могли на месте жить. А потом они простые работяги были, гостиницы такие, как «ДИС» им не оплачивались».
У радиотелецентра была своя котельная. Пробурили собственную скважину, потому что водопроводная вода, очищенная хлором, для цветной проявки не подходила. А в 85-ом году республиканское телевидение как раз полностью перешло на цветное вещание. Над гаражом возвели второй этаж — нужно было где-то хранить декорации.
«В советское время о людях больше думали, - вздыхает Анатолий Крынецкий. - Работники все время поднимали вопрос: нам нужен свой спортзал. Другие говорили: среди нас есть рыбаки, и хотелось бы иметь свою моторную лодку. И мы для каждого цеха купили лодки. Были свои охотугодья и даже пасека».
Ни гостиницы, ни скважины, ни пасеки у ГТРК сейчас нет. Те годы вообще называют золотыми. Было много эфирного времени: и регионы снимали фильмы, показывали телеверсии спектаклей, транслировали концерты. Штат доходил до 300 человек. Чебоксары стремительно увеличивались и по площади: строились Тракторный завод, Новоюжный район - и по численности. К 80-ому году чебоксарцев было уже 300 тысяч. А по соседству рос еще один город. Там уже работал химкомбинат, и вот-вот предстояло запустить гидростанцию. Сюжеты с комсомольских строек постоянно показывали по Центральному телевидению, и в Чебоксарах это использовали как повод, чтобы выпросить в Москве самую современную технику. Это здание помнит немало именитых гостей — на прямые эфиры сюда приезжали настоящие герои своего времени: Святослав Федоров, Андриян Николаев, Михаил Горбачев... А уж сколько было народных артистов СССР, сейчас даже не вспомнить, - говорят режиссеры, работавшие за пультом. В такие дни весь телецентр стоял на ушах.
«Один раз за моими плечами стояло все начальство. И они решили мной командовать, - рассказывает режиссер Людмила Семенова. - Я выгнала с пульта. Очень долго на меня дулись, потом поняли, что правильно сделала».
Телевидение - одна из очень немногих сфер, где за полвека произошло столько революционных изменений. Появилась техника, способная записывать программы, это стало прорывом. Научились звук и видео записывать вместе, а не синхронизировать потом на монтаже — опять достижение. Запустили цветное вещание — настоящая революция. Отказались от кинопленки и проявки, перешли на видеокассеты — новая страница в истории. А в эпоху глобальной цифровизации и магнитная пленка уже кажется пережитком — камеры начали снимать на флеш-карты. Новые пульты, магнитофоны, компьютеры, передвижные телестанции — с приходом каждого нового формата — VHS, Super VHS, Betacam, DV, DVCam, HD приходилось менять всю технику, и в нынешнем телецентре уже мало что напоминает о 60-ых годах, когда все только начиналось.