Чебоксарские адреса. Выпуск 16.09.2016
Другого такого дома в Чебоксарах нет — можно даже не искать. История двух его реконструкций удивляет. Вот, например, как получилось, что угловая башня на 45 лет старше второго этажа, который вообще-то служит ей основанием? Или еще такая особенность, что одним помещениям больше двухсот пятидесяти лет, а другим только 80. И понять это можно, лишь оказавшись внутри. Но, пожалуй, самое интересное — как на протяжении полутора веков этому дому удалось не изменить своего предназначения? Все старые здания вокруг: от церквей до купеческих особняков — наполнялись новым содержанием, а здесь как была аптека 145 лет назад, так и осталась.
Не изменяя своему предназначению
Нынешнего заведующего аптекой Александра Пуганова это здание на пересечении улиц Бондарева и Константина Иванова притягивало всегда. Он впервые попал сюда в 1986 году, когда после службы в армии устроился инспектором-провизором в аптечное управление. Потом были десятилетия работы в аптеках войсковой части 3997 и федеральной службы исполнения наказаний. И все-таки спустя 30 лет Александр Пуганов в это здание вернулся. С нынешним генеральным директором ГУП «Фармация» Валерием Филимоновым они вместе учились в Пятигорском фарминституте. Узнав, что Пуганов как человек военный уже вышел на пенсию, Филимонов предложил ему возглавить первую аптеку. И тот сразу же согласился, потому что хотел больше узнать про это историческое здание. А поле для исследований — огромное.
Чебоксарская земская аптека была открыта в конце 18 века и подчинялась Приказу общественного призрения Казанской губернии. На протяжении 90 лет она размещалась в частном деревянном доме, пока в 1870 году земство не выкупило у наследников чебоксарского воеводы Алексея Кушникова одноэтажный дом, выходивший фасадом на Михаило-Архангельскую церковь. «Кушниковы — известный в Чувашии дворянский род, - говорит директор Госцентра по охране культурного наследия Чувашии Николай Муратов. - В Мариинско-Посадском районе на берегу Волги есть село Кушниково, это их село, там стоит прекрасный храм, который поколения этой семьи строили, там и захоронения есть».
До революции 1917 года земская аптека была единственной не только в городе, но и во всем Чебоксарском уезде. По меркам того времени считалась очень большой — она занимала почти 500 кв. метров. Более крупные находились лишь в столицах губерний. В ее торговом зале лекарства продают на протяжении вот уже 145 лет. Правда, на рубеже веков здесь можно было купить еще пиявки, мыло, духи, косметику, спиртовые настои и даже вино. Оно заменяло витамины. Валерий Филимонов рассказывает: «В 1928 году, к примеру, в Цивильской уездной аптеке только всевозможных вин и экстрактов насчитывалось около 100 наименований».
Готовых пилюлей — таблеток, к которым мы привыкли, в те времена почти не было. Больной приходил в аптеку с рецептом, и для него в течение суток изготавливали индивидуальное лекарство. Это сейчас в аптеках работают в основном женщины, а до революции, говорит Валерий Филимонов, аптекарями были исключительно мужчины. Причем, чтобы получить такую должность, они учились больше 10 лет.
К 1890 году стало понятно: помещений бывшего господского дома аптеке не хватает, хотя ее штат вплоть до Первой мировой войны состоял всего лишь из 11 человек, а провизор был вообще один. «В конце 19 века к этому зданию под прямым углом пристроили одноэтажный объем со стороны улицы Соборной, нынешней Константина Иванова, и дом получился Г-образным, - рассказывает директор Госцентра по охране культурного наследия Чувашии Николай Муратов. - Документов нет, и можно лишь предполагать, что в это же время была проведена масштабная реконструкция, по углам возникли две башни с шатрами и новый декор. Дом Кушникова был построен в середине 18 века в стиле русского барокко, но к концу 19-го, когда в моду вошла эклектика, этот стиль уже казался сильно устаревшим. И весь прежний барочный декор был срублен». От дома Кушникова остались лишь стены метровой ширины, контуры печей и подвал, в котором хранили не только лекарственное сырье, но и дрова. Причем и травы, и дрова работники аптеки заготавливали сами на левом берегу Волги и на плотах сплавляли в Чебоксары.
Трюк с башней
Александр Пуганов мечтает создать в Чебоксарах музей аптечного дела, тем более что экспонаты для него есть: как инструменты 19-го – начала 20-го века, так и документы. Вступив в должность заведующего аптекой, в своем рабочем кабинете Александр Михайлович обнаружил папку с уникальными машинописными материалами. Чего стоит, например, постановление Чебоксарского уездного земского собрания 1877 года с утверждением сметы расходов аптеки или бронзовая мазетёрка 1899 года. Она напоминает современную мясорубку, только в ней тогда натирали масло какао, из которого делали пилюли и свечи.
После революции аптеки начали открываться по всей Чувашии, и в 1924 году назрела необходимость создать единую организацию, которая бы поставляла им сырье и спирт. Так появился Чувашмедторг. Этих помещений опять стало не хватать.
Николай Муратов: «В 30-е годы за перестройку здания взялся Василий Александров. Его считают первым профессиональным архитектором Чебоксар. Из зданий, доживших до наших дней, по его проекту был построен Дом колхозника на берегу Волги. Александров родился в Чебоксарах и окончил Казанскую художественную школу при императорской академии художеств. Он мог бы получить высшее образование, поступив в академию на архитектурное отделение, но включился в активную работу в земстве, весь погрузился в проектную деятельность и создал вот такое удивительное здание. И это в те годы, когда строительной отрасли в Чувашии практически не существовало, делались только первые шаги».
Василий Александров решил, что зданию требуется новый объем, только уже не сбоку, а сверху – и надстроил второй этаж. Самое удивительное – он сумел сохранить угловую башню нетронутой: ее подняли на домкратах, а когда выложили второй этаж, опустили. Сейчас строители бы сказали: чем выполнять такой цирковой трюк, ее проще разобрать и сложить заново, но в те годы легких путей не искали. «Время было такое, - объясняет Николай Муратов, - в Москве на Тверской вообще дома передвигали, чтобы расширить улицу». От второго шатра Александров решил избавиться, чтобы подчеркнуть угловую часть. Сейчас в башне размещаются бухгалтерия, отдел кадров, архив, но еще в середине прошлого века там жили работники аптеки.
На втором этаже учились, на первом – работали
В 30-е годы аптеки появились в каждом крупном селе, правда, работать там было некому, и в 1936-м в Чебоксарах решено было открыть фармацевтическую школу — в здании на улице Волгостроя, которое сейчас занимает администрация ЧГУ. Директором фармшколы назначили заведующего первой аптекой Бориса Покровского, получившего образование в Казани и Москве. Вообще аптека №1 долгое время была кузницей кадров для всей республиканской фармации. В 41 году студентов потеснили военные — здание отдали под штаб формирующихся дивизий, и будущие фармацевты нашли приют на недавно построенном 2 этаже аптеки. А вот Покровскому не позволили вернуться в родные стены вместе с учениками — в 41-м его назначили начальником аптеки чебоксарского эвакогоспиталя №3057.
Одна из самых известных учениц фармшколы - Анна Прокопьева. Сотрудники ГУП «Фармация» говорят: не каждое предприятие может похвастать такими ветеранами. Анне Федотовне было 14, когда она впервые увидела это здание. Летом 44-го старшая сестра привезла ее в город и настояла, чтобы окончившая 7 классов Аня куда-нибудь поступила учиться. «Сестра считала: если я буду студенткой, то без куска хлеба точно не останусь, время-то было голодное — война, - вспоминает Анна Федотовна. - Куда поступать, я не знала. Мы приехали в город, пошли на Волгу, и вот это красивое здание аптекоуправления оказалось фармацевтической школой. Мы подошли, она говорит: «Будешь в аптеке работать». А я же в деревне росла, никаких лекарств мы не пили, ни в какую больницу не ходили, что такое фармацевт и аптека, я понятия не имела!»
В этих стенах она проучилась три года, а преддипломную практику проходила в первой аптеке. Кстати, порядковый номер аптеке присвоили лишь в 1938 году, когда в городе появились другие фармацевтические учреждения. В 80-е годы здесь сделали небольшой пристрой, но святая святых аптеки — ассистентская комната – находится всё там же. Анна Федотовна вспоминает, что ассистент тогда за смену готовил примерно 60-70 рецептов. Но прежде чем начинать смешивать ингредиенты, провизоры изучали, правильно ли составлен рецепт, а химики-аналитики проверяли, совпадает ли содержимое банок с тем, что написано на этикетках. «Если сравнивать с сегодняшним временем, то весь ассортимент лекарственных препаратов в СССР насчитывал около 3 тысяч наименований, в хорошей аптеке было 250-300 препаратов, - рассказывает генеральный директор ГУП «Фармация» Валерий Филимонов. - Сегодня аптеку, где нет 3-4 тысяч лекарств, просто невозможно представить, а в целом в нашей сети сейчас не меньше 10 тысяч торговых наименований».
Поработав в Марий Эл и районах Чувашии, получив высшее образование в Перми, Анна Прокопьева в это здание снова вернулась: в 1971 году стала заместителем начальника Чувашского аптекоуправления. Ее стаж в фармации чуть-чуть недотянул до полувека. Как отмечает Анна Федотовна, работа в аптеке учит аккуратности, точности и еще важно всё делать с любовью – чтобы, выпив кропотливо изготовленное лекарство, больные быстрее поправились. За полтора столетия работы аптеки, пожалуй, неизменными остались лишь эти принципы, ее местоположение и исторический статус первой в городе.
Не изменяя своему предназначению
Нынешнего заведующего аптекой Александра Пуганова это здание на пересечении улиц Бондарева и Константина Иванова притягивало всегда. Он впервые попал сюда в 1986 году, когда после службы в армии устроился инспектором-провизором в аптечное управление. Потом были десятилетия работы в аптеках войсковой части 3997 и федеральной службы исполнения наказаний. И все-таки спустя 30 лет Александр Пуганов в это здание вернулся. С нынешним генеральным директором ГУП «Фармация» Валерием Филимоновым они вместе учились в Пятигорском фарминституте. Узнав, что Пуганов как человек военный уже вышел на пенсию, Филимонов предложил ему возглавить первую аптеку. И тот сразу же согласился, потому что хотел больше узнать про это историческое здание. А поле для исследований — огромное.
Чебоксарская земская аптека была открыта в конце 18 века и подчинялась Приказу общественного призрения Казанской губернии. На протяжении 90 лет она размещалась в частном деревянном доме, пока в 1870 году земство не выкупило у наследников чебоксарского воеводы Алексея Кушникова одноэтажный дом, выходивший фасадом на Михаило-Архангельскую церковь. «Кушниковы — известный в Чувашии дворянский род, - говорит директор Госцентра по охране культурного наследия Чувашии Николай Муратов. - В Мариинско-Посадском районе на берегу Волги есть село Кушниково, это их село, там стоит прекрасный храм, который поколения этой семьи строили, там и захоронения есть».
До революции 1917 года земская аптека была единственной не только в городе, но и во всем Чебоксарском уезде. По меркам того времени считалась очень большой — она занимала почти 500 кв. метров. Более крупные находились лишь в столицах губерний. В ее торговом зале лекарства продают на протяжении вот уже 145 лет. Правда, на рубеже веков здесь можно было купить еще пиявки, мыло, духи, косметику, спиртовые настои и даже вино. Оно заменяло витамины. Валерий Филимонов рассказывает: «В 1928 году, к примеру, в Цивильской уездной аптеке только всевозможных вин и экстрактов насчитывалось около 100 наименований».
Готовых пилюлей — таблеток, к которым мы привыкли, в те времена почти не было. Больной приходил в аптеку с рецептом, и для него в течение суток изготавливали индивидуальное лекарство. Это сейчас в аптеках работают в основном женщины, а до революции, говорит Валерий Филимонов, аптекарями были исключительно мужчины. Причем, чтобы получить такую должность, они учились больше 10 лет.
К 1890 году стало понятно: помещений бывшего господского дома аптеке не хватает, хотя ее штат вплоть до Первой мировой войны состоял всего лишь из 11 человек, а провизор был вообще один. «В конце 19 века к этому зданию под прямым углом пристроили одноэтажный объем со стороны улицы Соборной, нынешней Константина Иванова, и дом получился Г-образным, - рассказывает директор Госцентра по охране культурного наследия Чувашии Николай Муратов. - Документов нет, и можно лишь предполагать, что в это же время была проведена масштабная реконструкция, по углам возникли две башни с шатрами и новый декор. Дом Кушникова был построен в середине 18 века в стиле русского барокко, но к концу 19-го, когда в моду вошла эклектика, этот стиль уже казался сильно устаревшим. И весь прежний барочный декор был срублен». От дома Кушникова остались лишь стены метровой ширины, контуры печей и подвал, в котором хранили не только лекарственное сырье, но и дрова. Причем и травы, и дрова работники аптеки заготавливали сами на левом берегу Волги и на плотах сплавляли в Чебоксары.
Трюк с башней
Александр Пуганов мечтает создать в Чебоксарах музей аптечного дела, тем более что экспонаты для него есть: как инструменты 19-го – начала 20-го века, так и документы. Вступив в должность заведующего аптекой, в своем рабочем кабинете Александр Михайлович обнаружил папку с уникальными машинописными материалами. Чего стоит, например, постановление Чебоксарского уездного земского собрания 1877 года с утверждением сметы расходов аптеки или бронзовая мазетёрка 1899 года. Она напоминает современную мясорубку, только в ней тогда натирали масло какао, из которого делали пилюли и свечи.
После революции аптеки начали открываться по всей Чувашии, и в 1924 году назрела необходимость создать единую организацию, которая бы поставляла им сырье и спирт. Так появился Чувашмедторг. Этих помещений опять стало не хватать.
Николай Муратов: «В 30-е годы за перестройку здания взялся Василий Александров. Его считают первым профессиональным архитектором Чебоксар. Из зданий, доживших до наших дней, по его проекту был построен Дом колхозника на берегу Волги. Александров родился в Чебоксарах и окончил Казанскую художественную школу при императорской академии художеств. Он мог бы получить высшее образование, поступив в академию на архитектурное отделение, но включился в активную работу в земстве, весь погрузился в проектную деятельность и создал вот такое удивительное здание. И это в те годы, когда строительной отрасли в Чувашии практически не существовало, делались только первые шаги».
Василий Александров решил, что зданию требуется новый объем, только уже не сбоку, а сверху – и надстроил второй этаж. Самое удивительное – он сумел сохранить угловую башню нетронутой: ее подняли на домкратах, а когда выложили второй этаж, опустили. Сейчас строители бы сказали: чем выполнять такой цирковой трюк, ее проще разобрать и сложить заново, но в те годы легких путей не искали. «Время было такое, - объясняет Николай Муратов, - в Москве на Тверской вообще дома передвигали, чтобы расширить улицу». От второго шатра Александров решил избавиться, чтобы подчеркнуть угловую часть. Сейчас в башне размещаются бухгалтерия, отдел кадров, архив, но еще в середине прошлого века там жили работники аптеки.
На втором этаже учились, на первом – работали
В 30-е годы аптеки появились в каждом крупном селе, правда, работать там было некому, и в 1936-м в Чебоксарах решено было открыть фармацевтическую школу — в здании на улице Волгостроя, которое сейчас занимает администрация ЧГУ. Директором фармшколы назначили заведующего первой аптекой Бориса Покровского, получившего образование в Казани и Москве. Вообще аптека №1 долгое время была кузницей кадров для всей республиканской фармации. В 41 году студентов потеснили военные — здание отдали под штаб формирующихся дивизий, и будущие фармацевты нашли приют на недавно построенном 2 этаже аптеки. А вот Покровскому не позволили вернуться в родные стены вместе с учениками — в 41-м его назначили начальником аптеки чебоксарского эвакогоспиталя №3057.
Одна из самых известных учениц фармшколы - Анна Прокопьева. Сотрудники ГУП «Фармация» говорят: не каждое предприятие может похвастать такими ветеранами. Анне Федотовне было 14, когда она впервые увидела это здание. Летом 44-го старшая сестра привезла ее в город и настояла, чтобы окончившая 7 классов Аня куда-нибудь поступила учиться. «Сестра считала: если я буду студенткой, то без куска хлеба точно не останусь, время-то было голодное — война, - вспоминает Анна Федотовна. - Куда поступать, я не знала. Мы приехали в город, пошли на Волгу, и вот это красивое здание аптекоуправления оказалось фармацевтической школой. Мы подошли, она говорит: «Будешь в аптеке работать». А я же в деревне росла, никаких лекарств мы не пили, ни в какую больницу не ходили, что такое фармацевт и аптека, я понятия не имела!»
В этих стенах она проучилась три года, а преддипломную практику проходила в первой аптеке. Кстати, порядковый номер аптеке присвоили лишь в 1938 году, когда в городе появились другие фармацевтические учреждения. В 80-е годы здесь сделали небольшой пристрой, но святая святых аптеки — ассистентская комната – находится всё там же. Анна Федотовна вспоминает, что ассистент тогда за смену готовил примерно 60-70 рецептов. Но прежде чем начинать смешивать ингредиенты, провизоры изучали, правильно ли составлен рецепт, а химики-аналитики проверяли, совпадает ли содержимое банок с тем, что написано на этикетках. «Если сравнивать с сегодняшним временем, то весь ассортимент лекарственных препаратов в СССР насчитывал около 3 тысяч наименований, в хорошей аптеке было 250-300 препаратов, - рассказывает генеральный директор ГУП «Фармация» Валерий Филимонов. - Сегодня аптеку, где нет 3-4 тысяч лекарств, просто невозможно представить, а в целом в нашей сети сейчас не меньше 10 тысяч торговых наименований».
Поработав в Марий Эл и районах Чувашии, получив высшее образование в Перми, Анна Прокопьева в это здание снова вернулась: в 1971 году стала заместителем начальника Чувашского аптекоуправления. Ее стаж в фармации чуть-чуть недотянул до полувека. Как отмечает Анна Федотовна, работа в аптеке учит аккуратности, точности и еще важно всё делать с любовью – чтобы, выпив кропотливо изготовленное лекарство, больные быстрее поправились. За полтора столетия работы аптеки, пожалуй, неизменными остались лишь эти принципы, ее местоположение и исторический статус первой в городе.