Старейший театр республики - Чувашский драматический - отметил 100-летний юбилей. Значимым событиям в его истории - от первого спектакля в 1918 году до переезда в нынешнее здание - посвятили выставку. Она открылась в государственном историческом архиве. С театральными предметами, ставшими теперь ценными экспонатами, познакомилась Наталия Егорова.
Наталия Егорова, Михаил Солин
Эти документы хранят все самые важные моменты истории театра. 27 января 1918 года в Казани зрителям представили первую постановку на чувашском языке по пьесе Островского «Не так живи, как хочется». Поставил ее Иоаким Максимов-Кошкинский, он же и собрал небольшой коллектив. В Казани артисты выступали до 20 года, а с образованием Чувашской автономии переехали в Чебоксары. Максимов-Кошкинский и сам писал (в архиве имеются рукописи его пьес), и переводил русских классиков. Он очень переживал за театр и даже отказывался от гонораров за переводы ― в архиве есть его расписки, где режиссер просит не выплачивать ему денег.
Сохранились и такие документы, которые, так уж вышло, подпортил Иоаким Степанович Максимов-Кошкинский. Судя по всему, на одном из особенно скучных заседаний, протокол которого он вел, он начал делать зарисовки к будущему спектаклю по Шекспиру.
Долгое время после переезда из Казани у театра своего здания не было. Где только не пыталась обустроиться труппа.
Сначала артисты располагались в здании купца Ефремова, - рассказывает главный специалист отдела использования документов Государственного исторического архива Татьяна Соловьева, - но артисты быстро поняли, что здание непригодно для театра. Им было выделено другое место ― бывшего склада. После небольшой переделки там начали показывать спектакли.
Здание бывшего склада купца Хлебникова продолжительное время делили две труппы ― Чувашского и Русского драматического театров. Это время очень хорошо помнит народная артистка СССР Вера Кузьмина. Она влилась в коллектив Чувашской драмы в 47 году после окончания ГИТИСа:
- Театр находился на берегу Волги.. Иногда мы на балконе тихонько стоим так и смотрим спектакли друг у друга, там было голубое фойе, мы там проводили встречи, собрания и обсуждения, было очень интересно, жили дружно.
Она младше самого театра на каких-то 6 лет. Вера Кузьминична вспоминает, как в конце 40-х -начале 50-х по три месяца гастролировали в районах: перемещались на телегах, запряженных лошадьми, на старых грузовиках. Мерзли в неотапливаемых помещениях. Но вспоминает она это с удовольcтвием и ищет себя молодую на черно-белых фотографиях.
Судьбы двух театров переплетались еще не раз. Главный художник Русской драмы Владимир Шведов работал в Чувашском академическом 6 лет. Причем, однажды он создавал декорации и костюмы к спектаклю про Веру Кузьмину.
Мне очень повезло, она весь коллектив заряжала, молодые с нее брали пример, - говорит главный художник Русского драматического театра Владимир Шведов.
Архивные документы рассказывают и про то, как театр работал в военные годы, когда многие артисты ушли на фронт, а оставшиеся ездили по военным частям и поднимали боевой дух солдат. Сотрудники архива уверяют: интересно будет не только причастным к театру, но и всем, кто любит искусство.