Усадьба, в которой провел детство и юность наш знаменитый земляк – зодчий Петр Егоров, восстанавливается в селе Красном Троицкого административного округа Москвы. Наша творческая группа, работающая над созданием фильма об архитекторе, провела в усадьбе съемочный день. Репортаж Зинаиды Паршагиной.
Зинаида Паршагина, Семен Антонов
Эти тенистые липы помнят те времена, когда по дорожкам парка ходил чувашский мальчик Петр Егоров. Место это – историческое. В 1812 году здесь был штаб Кутузова, а позднее в усадьбе останавливался Наполеон. А еще ранее, в 18 веке имением в Красном владел сын владетельного князя Мингрелии Георгий Леванович Дадиани. Благодаря ему не умер от голода в чувашской деревне мальчик-сирота. В одной из своих челобитных архитектор Петр Егоров пишет: «Родом я чувашенин и вывезен в малолетстве господином генерал-майором артиллерии князем Дадиановым в Россию…». У Георгия Дадиани были поместья в Нижегородском уезде, к которому относились и ядринские земли, откуда родом Петр Егоров. В засушливое голодное время, помогая крестьянам, князь взял его в свою семью. Скорее всего, по-русски мальчик не говорил, и о том, каково было его настоящее имя, теперь никто не знает.
Зинаида Паршагина, корреспондент:
- В этом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова крестили нашего знаменитого земляка. Здесь ему дали православное имя Петр, а отчество и фамилию записали по имени его приемного отца Георгия Дадиани.
Георгий Дадиани воспитывался в семье имеритинского царя Арчила Вахтанговича Багратиони, по чьему заказу и был построен в селе Красном этот храм. Строительство было завершено за 25 лет до рождения Петра Егорова. Будущий зодчий именно здесь приобщался к православной вере и церковной архитектуре. А культуру и знания впитывал в семье царской и княжеской крови. Здесь, в Красном, он получил начальное образование, его учили математике, рисованию и основам архитектуры. Отсюда Петр Егоров с рекомендательным письмом своего приемного отца уехал в Санкт-Петербург учиться на архитектора. С этим имением, вероятнее всего, связаны и его первые творческие опыты в архитектуре. В XX веке Красное постигла судьба многих дворянских усадеб. Сегодня имение в частной собственности, и много лет здесь идут восстановительные работы.
- Усадьба сохранилась, - рассказывает председатель Фонда имени Петра Егорова Евгений Дмитриев, - еще несколько лет назад она была в запущенном состоянии, но благодаря новым владельцам, она приобрела такой вид. Чувствуется, что здесь будут скоро наши земляки с экскурсиями, потому что здесь очень красиво, здесь замечательная природа, и то осознание, то впечатление, что здесь жил Петр Егоров, наш земляк, это придает еще больший смысл побывать здесь.
Посетить памятное место можно. Доступ на территорию усадьбы открыт в каждый последний рабочий день месяца.