Стихи московских поэтов и картины живописцев из Чебоксар, Москвы и Парижа - в одном проекте. В Художественном музее открылась выставка "Границы образа. Поэты и художники круга Айги". Своеобразное посвящение народному поэту Чувашии получилось очень необычным и в духе самого Айги.
Наталия Егорова, Марина Карягина, Виктор Степанов
Стихи, написанные от руки на доске и строчки, словно повисшие в воздухе. Рядом - картины. Это не поэзия Айги, хотя вполне в его духе. Принадлежит она перу двух московских поэтов - Николая Звягинцева и Андрея Черкасова. Их задача состояла в том, чтобы описать живописное творение несколькими словами. Причем, не только то, что изображено на полотне, но и параметры из музейной карточки: кто автор произведения, чем написано, какой материал использован.
- И поэт пытается воссоздать из этого, сделать собственную картину, образ - то, что он почувствовал, что он понял из этого описания, - говорит Николай Звягинцев, поэт, г. Москва.
Один из поэтов-участников проекта Андрей Черкасов признался, что Геннадий Айги в его творческой судьбе сыграл большую роль: научил чувствовать поэзию, читать ее сквозь строчки, распознавать особый смысл.
- Айги научил меня слышать и чувствовать эти паузы, какие-то изъятия внутри языка, внутри образов, речи, которые звучат сами по себе, - делится Андрей Черкасов, поэт, г. Москва.
Полотна написаны художниками из Чебоксар, Москвы, Парижа. Все они дружили с Геннадием Айги и хорошо знали о его предпочтениях в искусстве. Как картины и текст будут взаимодействовать в музейном пространстве? Таким вопросом задался научный сотрудник Художественного музея Михаил Мартынов. Задуманный им проект "Границы образа. Поэты и художники круга Айги" выиграл грант Российского Фонда культуры.
- Для нас не было очевидных ответов в данном проекте, мы экспериментировали, работали с пространством, постарались отказаться от книжных страниц и посмотрели, что происходит с текстом, когда он вставляется в пространство музея, - рассказывает Михаил Мартынов, куратор проекта.
Выставка получилась одновременно концептуальной и интерактивной. По задумке, зрители - тоже участники арт-объекта. Эксперимент заключался в том, чтобы почувствовать себя внутри пространства Айги. И сделать это в музее можно будет до 12 января.