Премьера хороша в любое время года. В театре оперы и балета решили удивить зрителей постановкой новой комической оперы. «Дон Паскуале» Гаэтано Доницетти можно будет увидеть в последний день марта, а пока моя коллега Ирина Ромадова заглянула в закулисье и посмотрела, как идёт подготовка итальянской комедии.
Ирина Ромадова, Никита Углёв
«Дон Паскуале» считается лучшей оперой Доницетти. Она с успехом идёт во многих театрах мира. Теперь постановкой смогут насладиться и чебоксарские зрители. Лёгкая комедия добавит весеннего настроения, уверены в Театре оперы и балета.
- Это персонажи комедии дель-арте. Здесь мы видим и доктора Малатесту, и бедного студента и, собственно, главного персонажа — Дона Паскуале. Один из переводов — это пасквиль. То есть злобный, желчный старик, который собирается жениться на молодой девушке. А что из этого потом получится — не всегда здорово, - рассказал директор Чувашского государственного театра оперы и балета, художник-постановщик спектакля «Дон Паскуале» Валентин Фёдоров.
- За рубежом, мне кажется, нет остроты момента, обстоятельств. Мы тут всё обостряем, образы действующих лиц мы решаем по-своему. Этот спектакль будет очень весёлым, живым, - пообещал режиссер-постановщик Чувашского государственного театра оперы и балета Анатолий Ильин, - учитывая наши современные требования, рамки.
- Хочу сразу оговориться — лёгкость материала для зрителей и при этом материал для исполнения крайне сложен. Поскольку Доницетти для солистов — это высший пилотаж. Должно быть всё филигранно, подвижно. Это всегда использование максимальных возможностей голоса, - отметил художественный руководитель и дирижёр Чувашского государственного театра оперы и балета Сергей Кисс.
«Дон Паскуале» - опера-буффо в традициях классического бельканто. Задача солистов — мастерски исполнить трудные партии и в то же время легко передать комичность персонажей.
- Это больше интересно, чем сложно. Потому что моя героиня — не просто весёлая вдовушка, а она способна на многое ради своего счастья, - говорит солистка Чувашского государственного театра оперы и балета Татьяна Тойбахтина.
- Партия Эрнесто, в частности, исполняемая мной, она одна из самых высоких и сложных в нашем репертуаре. Если не сказать, что самая тесситурно высокая. И прямо скажем, у нас два исполнителя партии Эрнесто. Не в каждом театре есть исполнители для этой партии, - говорит солист Чувашского государственного театра оперы и балета Дмитрий Сёмкин.
Не в каждом театре есть и такие мастера, которые вручную создают одежду к спектаклю. Например, разнообразные головные уборы.
Сравнительно недавно в Театре оперы и балета открылась мастерская по изготовлению головных уборов. И если раньше всё это приходилось заказывать на стороне, то теперь всё от простого чепчика до самой красивой шляпки изготавливается руками местных мастериц, которые обещают, что на премьере оперы «Дон Паскуале» ни один персонаж на сцене не останется без головного убора.
Как минимум 30 артистов хора плюс два состава солистов — все по первому зову бегут на примерки костюмов, говорят в пошивочном цехе. Здесь работают строго по эскизам, чтобы чётко попасть в нужную эпоху — начало 19 века. Поэтому и ткани красивые, фактурные, с которыми не всегда легко работать. Например, парча или различное кружево.
- Отделка идёт у нас золотом, с нитью металлизированной. Шелка, шифоны тоже ткани не из лёгких, скажем так. Детали сложные, драпировки идут, нужно уложить, чтобы это было красиво и сочеталось с эпохой, в духе времени, - объясняет закройщик пошивочного цеха Чувашского государственного театра оперы и балета Инна Петрова.
Уже готовы интерьерные декорации к спектаклю, а вот итальянский парк с заросшими клумбами и виноградной лозой еще в процессе создания. Золотом и серебром художницы стараются передать отблески луны, легкую дымку и волшебство ночи. Спектакль обещает стать одним из самых популярных у публики.