«Стоп. Снято!» – эта команда уже прозвучала на съемках фильма о Михаиле Сеспеле. Напомним, художественные и документальные съемки о чувашском первоцвете проводили в Чувашии московский Фонд «С чего начинается Родина» и наша коллега Валентина Поливцева. Она расскажет, какие впечатления остались у столичной съемочной группы от работы чувашских актеров и что за сцену снимали в бункере ГТРК «Чувашия».
Валентина Поливцева, Сергей Лобода
Погода благоволила, вдохновение не покидало. Даже во время съемок самых тяжелых художественных сцен о том периоде в жизни Сеспеля, когда сам он писал: «Такая тоска. Ни одного человека – близкого, родного... Я – мечтатель, идеалист, растяпа... Теперь не живу. Так себе». Совсем недавно Сеспель-председатель Ревтрибунала, Подснежник, твердой рукой направляющий карающий меч пролетариата, сам оказывается по ту сторону закона.
- Так, Сеспель сидит, встаньте, пожалуйста, заберите наган-фуражку.
Кстати, роль следователя исполнил непрофессиональный актер, чебоксарцам больше известный как директор музея Чапаева и руководитель клуба реконструкторов Денис Сятрайкин. В этих локациях мало кто узнает Чебоксарский ликероводочный завод с его исторической кирпичной кладкой. Место вообще примечательное – именно в подвалах этого здания председатель Ревтрибунала Сеспель, обвиненный в организации поджога Дома юстиции, провел несколько месяцев.
Под тюремную камеру после долгих поисков подходящего интерьера приспособили бункер гостелерадиокомпании «Чувашия» – в идеальной пропорции мрачный и апокрифичный.
Мастерство чувашских актеров искренне радует съемочную группу. Детей из театральной студии ВанГогов только гаджеты в руках иногда вырывают из органики роли. Но это за кадром.
С артистом из Чувашского драматического театра, выпускником знаменитого набора в «Щепку» Сергеем Ивановым не требуются даже дубли. Впрочем, сам он простой работу в кино точно не считает.
- Тут уже как поставлено не сыграешь – настоящие эмоции нужны, - говорит народный артист Чувашии Сергей Иванов. - Хотя и в театре настоящие эмоции. Но тут уже совсем с крупного плана снимают. Ты должен в эту минуту, в эту секунду показать, что ты настоящий.
В последний день своей жизни Сеспель (впрочем, к тому времени он уже не раз подписывается псевдонимом «Забытый») уходит на работу босой, взяв с собой один ломоть хлеба. Чувашский первоцвет, мечтатель, идеалист и, конечно же, немного растяпа, он не дошел даже до средины своего жизненного пути. Но это вовсе не означает, что в финале стоит точка.
- Я думаю, что пока фильм не будет смонтирован, я не смогу ответить на вопрос, каким это будет, - рассуждает режиссер-постановщик Виталий Баев. - Единственное, что хотелось бы мне, чтобы Сеспель был показан поэтом. Именно поэтом – ни трибуном, ни прокурором – а человек, наполненный жизненной энергией, которая дает ему путь к осуществлению мечты о свободе Чувашии. Надеюсь, что зрители пройдут с нами этот путь.
Пройти этот путь зрители смогут уже в этом году. Премьера анонсирована на декабрь в эфирах федеральных и региональных телеканалов.