Какие поезда колесили по стране во время Великой Отечественной войны, как выглядели первые паровозы и станции в начале двадцатого века? Всю биографию российской железной дороги уместили в один поезд-музей. В минувшие выходные он прибыл в Чебоксары, а сейчас уже находится по дороге в Канаш. До отъезда состава наш корреспондент Мария Никифорова обошла все 9 выставочных вагонов.
Мария Никифорова, Игорь Ульянов
Вместо пассажирских полок – экраны, вместо столов – мини-копии электропоездов. Музей на колесах открыли в 2011 году, с тех пор он курсирует по стране и рассказывает людям о прошлом, настоящем и даже будущем российских железных дорог. В составе поезда 9 выставочных вагонов, в них макеты как новейших передвижных составов, так и самых старых паровозов.
- Экспозиции у нас периодически меняются, примерно раз в год происходит обновление экспозиции, некардинально, конечно, но на каких-то из вагонов добавляются 2-3 новых экспоната, старые убираются, вместо них появляются новые, - рассказывает лектор-проводник вагона передвижного выставочно-лекционного комплекса РЖД Сергей Глазов.
Этот экспонат – самый молодой в поезде. Здесь он появился в 2015-м – в честь 70-летия Великой победы. Композицией «Вагон-теплушка» полностью воссоздали обстановку, в которой солдаты отправлялись на фронт. На пассажирских полках – сержант-сверхсрочник и рядовой Красной армии. Они греются у печки-буржуйки и пьют кипяток.
- Вагоны назывались теплушками: брали обычный товарный вагон, переделывали его для перевозки личного состава, - говорит лектор-проводник вагона передвижного выставочно-лекционного комплекса РЖД Ольга Ляшенко. - В дневное время перевозилось до 40 человек, 16 – ночью – по количеству вот этих деревянных полок. Матрацев в те годы не было, застилали полки соломой, под голову клали мешок. Теплушками вагоны называли, потому что устанавливали одну печку-буржуйку в центре вагона, возле которой все согревались.
Когда такой состав проносится мимо, невольно хочется отскочить. Все-таки железная дорога – зона повышенной опасности. Даже если поезд величиной с ладошку. Это макет ж/д станции времен Великой Отечественной. Здесь показана сцена строительства железнодорожной переправы в тот момент, когда противник открыл огонь.
- Больше всего мне понравился вагон, посвященный дорогам Великой Отечественной, потому что даже несмотря на обстрелы, бомбежки фашистов, железнодорожники продолжали свой путь, - делится ученик 7 класса школы №24 Владислав Диваков.
А в этом вагоне стараются задержаться и взрослые, и дети. Сюда поместили учебные тренажеры. Все, кто садится за пульт, обязаны соблюдать правила. Даже если они на экскурсии. К примеру, прежде чем начать движение поезда, машинист подает один длинный сигнал.
Кабина локомотива и пульт машиниста – копия реальных, 3D-графика полностью имитирует ситуацию в пути. Здесь можно выбрать любую погоду, время года и подобрать соответствующее звуковое сопровождение. На таких симуляторах машинисты отрабатывают приемы вождения, в том числе и в экстремальных ситуациях.
Тренажер запрограммирован таким образом, чтобы в процессе обучения машинист прошел все испытания. Только тогда он будет готов к нештатным ситуациям, которые могут произойти в реальной жизни.
- Больше всего мне понравился вагон управлением поезда, - признаётся ученица 7 класса школы №24 Полина Кумалякова. - Там можно почувствовать себя настоящим машинистом.
На чебоксарском вокзале поезд простоял всего 2 дня. Несколько часов назад он отправился в Канаш, чтобы пробыть там до 27 сентября, а следующую остановку сделать уже в Шумерле.