Поэт и председатель Ревтрибунала, демиург и «разжалованный комиссар», культурный герой нации с неприкаянной судьбой. В Чувашии идут съемки картины о Михаиле Сеспеле. Жанр сложный – документальный фильм с элементами художественной реконструкции. Чтобы воссоздать историю жизни чувашского поэта, из Москвы приехали руководитель проекта, режиссер Виталий Баев и оператор-постановщик – мастер ВГИКа Александр Фомин. Автор сценария – наша коллега Валентина Поливцева – делится своими впечатлениями с киноплощадки.
В. Поливцева, С. Лобода
- Я мечтатель…
- Идеалист, растяпа!
- С богом! Начали.
Мотор – начали. Начали с детских лет будущего огнекрылого ангела нации. Первая сцена – маленький Мишши (в быту Родион) наблюдает за своим дедушкой-целителем. Говорят, именно от него поэт унаследовал дар речевого воздействия на сознание, поразительную магико-заклинательную энергию слова.
- Дубль-дубль-дубль-дубль идет и что-то внутри происходит, - делится народный артист Чувашской Республики Геннадий Медведев. - И через солнце даже свет идет. Вот этот свет чувствуешь. С закрытыми глазами, и как будто прямое общение.
Реконструировать исторический период – начало 20-го века – помогали всем миром – материалы, костюмы, реквизит, локации.
- Нам помогали все, к кому мы обращались, - говорит режиссер-постановщик Виталий Баев, – это и музей, и библиотека, и Чувашский драматический театр, и клуб реконструкторов. Помогали костюмами, советами, делились своими знаниями.
- В кино в первый раз, - признаётся заместитель директора экопоселения «Ясна» Александр Арбуа, - но нашу поляну, наш этноэкологический комплекс не случайно называют «чувашский Голливуд». В этом году это 4-я уже съемочная группа, которая у нас работает на нашей поляне.
Артистов для художественных сцен искали практически во всех театрах республики. И если со взрослыми – опытными, любимыми публикой актерами, проблем не было – на роли утверждались после первого кастинга, то детей пришлось поискать.
- Мы использовали такой общепринятый прием, когда за детьми нужно просто наблюдать. Не нужно ставить им каких-то конкретных задач, просто погружаешь их в какую-то обстановку и через монитор наблюдаешь, как они живут. И порой даже не хочется говорить «стоп», наблюдая за детьми, потому что они ведут себя абсолютно непредсказуемо, ты сидишь просто улыбаешься и не хочется выключать камеру, - рассказывает режиссер-постановщик Виталий Баев.
- Что вам сказал делать режиссер?
- Беседовать, двигаться, спорить, не смотреть на камеру.
- Анечка, тебе легко было сниматься?
- Нет, не очень. Мне потому что пришлось снимать серёжки и многое другое. Больно было в лаптях сидеть и на сене.
Но, пожалуй, самые сложные творческие задачи стояли перед Родионом, исполнителем роли маленького Миши Кузьмина. 4 полных актерских смены и такое же полное погружение в образ.
- А что ты знаешь о своем герое?
- Он умер в 23 года, был очень молодым, у него был что-то типа рака костей. Конечно, с любовью не сложилось, - говорит Родион Миронов.
Ну, это как посмотреть. В фильме непременно будет отражена любовная линия, воссозданная из дневников и писем поэта. Впрочем, об этом, как и о том, кто сыграл главную роль – поэта и трибуна, его музы Анастасии, где снимались сцены допроса и заточения гения нации и ее же «разжалованного комиссара» – узнаем из следующих бэкстейджей Валентины Поливцевой.