В Чебоксары на симпозиум «Керамагия» художники-керамисты приезжают уже в третий раз. В этом году форум обрел международный статус. Наравне с художниками из Москвы, Нижнего Новгорода, Казани и Самары участие в нем приняли мастера из Испании. Две недели они лепили, обжигали, красили – воплощали самые смелые творческие замыслы. По итогам работы симпозиума сегодня в Художественном музее открылась выставка. Наталия Егорова побывала на площадке, где работали керамисты и узнала, зачем глина коптится под землей и какие символы России испанцы считают главными.
Наталия Егорова, Виктор Степанов
Кажется, здесь совершается некий магический ритуал. Но не колдовское зелье получится в итоге, а произведения искусства. В клубах дыма из-под земли художники извлекают кубки и неведомые предметы. Через некоторое время новая партия керамики из печи отправляется в подземные резервуары.
Мастера уже насквозь пропахли дымом. Процесс изготовления керамики непрерывный – необходимо круглосуточно следить за температурой в печке, вынимать горячие «пироги» из глины и отправлять туда следующие. Сил на это уходит немало. Мы и пекари, и сталевары, и плотники – шутят художники. Есть в профессии керамиста и нечто от алхимиков – подбирать составы для глазури, смешивать разные красители. Это не менее важный этап в производстве глиняных изделий, чем обжиг.
Керамагия – это своеобразная площадка для творческих экспериментов, здесь планируют испробовать все возможные техники обжига, которые существуют на планете, в этот раз, к примеру, гости испанцы предложили свою необычную технику «naked raku».
По-русски она звучит как «обнаженная раку». В 20 веке британский керамист Дэвид Робертс взял за основу японскую технику раку, но внес в нее свои изменения. Наталья Кострова из Нижнего Новгорода, так же, как и все другие участники симпозиума, впервые осваивала тонкости производства необычной керамики. Делается она в несколько этапов. Сначала из глины лепится работа, обжигается в печи, затем наносится специальный состав и изделие еще раз подвергается обжигу.
- А дальше горячее изделие из печи кладут в ямки, засыпанные опилками, закрывают на 8 минут, ни минутой меньше, ни больше, потом счищают верхний слой, - рассказывает художник-керамист Наталья Кострова (г. Нижний Новгород).
В процессе такого своеобразного копчения глазурь отшелушивается, поэтому техника и называется «обнаженная раку». Причем предугадать, каким в итоге получится рисунок или цвет, не сможет ни один мастер. Каждый раз – это сюрприз для художников. Премудростям экспериментального творчества всех обучали супруги-керамисты из испанской Малаги Хосе Анхель Руис Гонсалес и Лола Диас-Родригес. Сами они работают в такой технике нечасто, всего лишь два-три раза в год.
- Это метафора жизни, так же, как, например, яйцо раскалывается, а там жизнь, так и здесь – глазурь отстает и новая жизнь керамики появляется, - говорит художник-керамист Хосе Анхель Руис Гонсалес (г. Малага, Испания).
Испанцы в России впервые. Успели также побывать в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде и привыкнуть к обычаям россиян, их привычкам и еде. Свои впечатления от путешествия отразили вот в этой работе.
- Церковная архитектура, матрешки, городецкая резьба, иконы.
А это уже – их родная Малага, маяк и сардины, которые готовятся там особенным способом. Гости признаются: в Чебоксарах им творится хорошо. Понравилась атмосфера симпозиума. Керамисты – очень дружный народ, все делают сообща. Все работы Лола и Хосе Анхель оставят здесь, на родину увезут только приятные впечатления. Организаторы «Керамагии» признаются: в очередной раз им удалось воплотить главную идею встречи.
- Для того и придумали симпозиум, чтобы новые техники искать, экспериментировать, общаться с художниками, что-то брать у них, обмен опытом, - отмечает организатор симпозиума «Керамагия» Анна Саевич.
Оценить итоги всех экспериментов мастеров-керамистов и их творческих исканий можно будет в Художественном музее, где открылась выставка «Керамагия-2017».