В Чебоксарах открылась выставка «Золотая береста»

Объемные, теплые и уютные. Так посетители выставки отзываются о картинах из бересты мастера народных промыслов Надежды Степановой. Экспозиция открылась в Музее чувашской вышивки. Почему автор называет бересту палитрой для творчества и чем отличается марийская кора от чувашской, узнала Наталия Егорова.

Мастер народных промыслов Надежда Степанова занимается берестой 30 лет. Материал загадочный, ей до сих пор так и не удалось постичь все его тайны. В этом тоже есть своя прелесть. Палитра для картин Надежды - целый лес. Береста с разных деревьев отличается оттенками, фактурой и даже, к примеру, материал из других регионов тоже будет разниться - состояние коры зависит от климата, влажности почвы. Иногда найти нужный цвет - целое приключение. Порой даже в лесах соседней республики, ведь в Чувашии найти необходимое не всегда получается.

- В марийских лесах болотистая местность - там штрихи на бересте - чечевички - очень широкие и грубые, они пойдут на определенные вещи, а если хотим сделать в технике тиснения, эти широкие будут мешать, нужно искать другую березу с незаметными штрихами, - объясняет мастер народных промыслов Надежда Степанова.

Она собирает бересту сама, подключаются и родственники - в лесные походы отправляются всей семьей. Только на одну работу может уйти несколько видов. Подобрать нужные оттенки и собрать картину с сюжетом - настоящее искусство. Особенно любит Надежда темы из русских народных сказок. Делать для персонажей сложные платья со складками, узорами, объемными головными уборами для нее - удовольствие. Самая любимая работа – «Хозяйка Медной горы» Бажова. Она не пожалела для нее даже настоящих малахитов.

- Малахит из бересты не сделать, поэтому решила вставить натуральные камни, - говорит мастер народных промыслов Надежда Степанова.

Есть у Надежды и работы на исторические темы. Это виды Чебоксар 18 и 19 веков в бересте. Мастер сделала их 15 лет назад, а выглядят они и сегодня как новые. Помогали ей ученики, они вместе изучали старинные рисунки, чтобы в точности воссоздать облик тех лет.

- Поднимали рисунки, расписывали, где какая церковь находится, пытались восстановить вид каждой церкви по старинным гравюрам, - рассказывает мастер народных промыслов Надежда Степанова.

Береста, по мнению Надежды - теплый, уютный материал, от него веет деревенским домом и его так хочется потрогать. Некоторые работы мастера специально для этого и предназначены. Тактильная картина по мотивам рисунка Билибина «На корабле» создана для незрячих и слабовидящих юных посетителей музея при храме Новомучеников и Исповедников Российских.

Это пятая персональная выставка Надежды Степановой. Работ у мастера еще много и есть что показать ценителям такого рода творчества. Но Надежде еще хотелось бы найти последователей, кому можно было бы передать свой опыт в старинном искусстве, ведь пока в Чувашии таких мало.

Наталия Егорова, Михаил Солин