В музейно-выставочном центре на чебоксарском Арбате открылась экспозиция, посвященная первому чувашскому летчику Ивану Скворцову. Он стоял у истоков советской авиации и до выхода на пенсию работал в министерстве авиапромышленности страны. Выставка, на которой побывала наш корреспондент Вероника Павлова, рассказывает, как парню из Марпосадского района удалось так высоко «взлететь».
Вероника Павлова, Виктор Степанов
Иван Скворцов родился в 1898 году в семье полицейского урядника. Еще мальчиком он мечтал о небе. В 19 лет его призвали на военную службу в царскую армию. В то время как раз формировали первые советские авиационные отряды, которые позже стали Красным Воздушным флотом. В числе первых пилотов был и чувашский парень – Иван Скворцов.
На таких аэропланах, как «Фарман» и «Ньюпор», Иван Скворцов участвовал в боевых действиях во время Первой мировой войны. Бипланы были очень простыми. Их изготавливали из дерева, а потом обтягивали тканью.
- Он участвовал в военных действиях во время Первой мировой войны, а также в годы Гражданской войны, - рассказал заведующий сектором новой и новейшей истории Чувашского Национального музея Андрей Зарубин. - Например, в 1920 году он на своем самолете летал и добывал разведданные по врангелевцам, которые базировались в Крыму. А потом он был военным комиссаром военно-воздушных сил Украины и Крыма.
На выставку привезли личные письма Ивана Фёдоровича. Практически в каждом он восхищается вождём мирового пролетариата. Дружил Иван Скворцов и с легендарным летчиком, героем Советского Союза Валерием Чкаловым. Они вместе учились в Первой Высшей школе военных летчиков. Благодаря нашему земляку в стране стали открывать авиационные школы.
- На выставке Ивана Скворцова показали как организатора привлечения чувашского населения в центральные авиашколы. В частности, на этой фотографии показан выпуск из чувашей, которые в 33 году закончили школу авиатехников в Балашиве. Его возглавлял сам Скворцов. Готовил авиатехников для гражданских воздушных флотов, - рассказал заведующий сектором новой и новейшей истории Чувашского Национального музея Андрей Зарубин.
Кружки по авиамоделированию в республике работают и сейчас. Дети, которые там обучаются, часто занимают призовые места на всероссийский конкурсах.
- Воспитанники авиационного клуба «Чайка» - 54 человека - пошли в технические вузы. Один даже стал пилотом, - отметила младший научный сотрудник Чувашского Национального музея Дарья Наумова.
На выставке - целая история советской авиации. Посмотреть на первые самолёты в миниатюре можно до конца месяца. Они, конечно, отличаются от нынешних, которые ежедневно вылетают и приземляются в чебоксарском аэропорту. Кстати, площадь рядом с воздушной гаванью носит имя нашего земляка.