В Чебоксарах начал работу августовский педсовет. 4 дня на базе образовательных учреждений будут работать 40 секций. Опытные спикеры обсуждают с директорами республиканских школ вопросы повышения качества образования, внедрение инноваций, новых методик преподавания, тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями и повышения квалификации самих педагогов.
Е. Зиновьева, В. Владимиров
Одной из площадок республиканской конференции стал институт образования. Мастер-класс там провел доктор педагогических наук, профессор Высшей школы экономики Константин Ушаков. Современные стандарты образования требуют развития у школьника разносторонних компетенций. Вложить нужные знания в нужном порядке в голову ребенка получится только, если педагоги работают друг с другом на взаимном доверии и в профессиональной связке, считает профессор. Это основа социального капитала, который, по мнению гостя, страна постепенно утрачивает. И это далеко не единственная проблема современной школы.
- Ключевая проблема лежит в другом, - говорит профессор департамента образовательных программ Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики» Константин Ушаков, — это утраченная способность к долгосрочным, длительным и постоянным усилиям. Идет ориентация на краткосрочные проекты. Жизнь, конечно, приучает к проектам эффектным, но не эффективным. Это сильно не одно и то же. Эффекты нужны школе, они сильно помогают привлечь ресурсы. Кто бы спорил с этим. Но реально могут что-то изменить только стратегические проекты.
Педагоги и администрация учебных заведений должны в реальности взаимодействовать друг с другом, как в социальной сети, отметили на педсовете. Иерархии по штатному расписанию быть не должно.
В чебоксарской пятой гимназии об этом задумались еще 7 лет назад. Здесь работает специальная социальная служба, которая анализирует возможности педагогов. Если у кого-то проявляются качества управленца, то им передают часть функционала.
- Это изменило то, что появились помощники, которые предлагают, берут инициативу, ответственность. И, знаете, легче. Организация быстрее идет в развитии, может быть, бонус, когда гимназия сейчас берет статус другой школы, это, возможно, результат управленческой команды и педагогического коллектива, - отмечает директор гимназии №5 Инна Исаева.
Еще одна тема дискуссий – профессиональное самоопределение учеников. Школы должны активнее сотрудничать с колледжами и предприятиями, подчеркнули на педсовете. Тогда вопросов, куда пойти учиться и кем потом работать, у подрастающего поколения будет гораздо меньше.