Новые пуанты, яркие пачки, гости заграничные и столичные — в Театре оперы и балета открылся 22-й Международный балетный фестиваль. Он посвящён 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа. Концертную программу так и назвали «Петипа-гала». Ирина Ромадова узнала, как в театре готовили это открытие.
Ирина Ромадова, Вадим Владимиров
«Петипа-гала» - концертная программа всего из 4-х номеров. Но каких! Каждый по-своему уникален и интересен. 22-й международный балетный фестиваль открылся Гран-па звёзд из балета «Приказ короля» на музыку Визентини. Примечательно то, что балет с 1880-х годов не исполнялся ни разу никем и нигде в мире. Редкие ноты попали в Чебоксары из Калифорнии. Фортепианную версию инструментовал для симфонического оркестра дирижер Леонид Привалов.
- Всякая инструментовка или аранжировка предполагает в известном смысле досочинение фактуры, - рассказывает дирижёр Чувашского государственного театра оперы и балета Леонид Привалов. - Работа творческая, и здесь можно провести сравнение, что если клавир (фортепианное сопровождение) — это литературный роман, то партитура — это его экранизация.
Второй номер концерта — тоже премьера. На музыку Чайковского из балета «Спящая красавица» поставили отдельный номер «Сон Авроры».
Во сне Аврора мечтает о принце, который разбудит её. Хореография Данила Салимбаева — посвящение и поклон Мариусу Петипа.
- Номер технически достаточно сложен, - признается солист Чувашского государственного театра оперы и балета Тимофей Федоренко. - Но он очень интересный для исполнения, потому что там есть и элементы современной хореографии, и классика. И очень много для мужчины-партнера работы.
Ещё один сюрприз для публики — красивейшее скрипичное соло в этом номере исполнил приглашённый гость. Пётр Лаврищев — лауреат международных конкурсов, играющий в ведущих театрах Москвы. Но на этом сюрпризы для публики не закончились.
Среди многообразия музыкальных инструментов, представленных в оркестровой яме, театру на балетных спектаклях всегда не хватало арфы. Её партия обычно исполнялась на фортепиано. Именно концерт «Петипа-гала» предоставил зрителям уникальную возможность увидеть и услышать этот инструмент.
Арфа считается самым древним музыкальным инструментом. Она изображена даже на египетских пирамидах, рассказывает Екатерина Олейниченко. Этот инструмент она привезла из Москвы.
- Замечательный театр, чудесные музыканты. Арфа — это как бриллиант, как цветной телевизор. Без арфы оркестр — это чёрно-белый телевизор, - привела сравнение арфистка, лауреат международных конкурсов Екатерина Олейниченко, г. Москва. - К сожалению, сейчас в Чувашии свой инструмент нуждается в ремонте.
- Его можно реанимировать?
- Обязательно.
Кроме того, чтобы в оркестре был постоянный свой инструмент, руководство театра заинтересовано и в том, чтобы подготовить кадры и открыть в Чебоксарах арфовую школу.
Это музыка из балета «Баядерка», который в своё время поставил Петипа. Сценой теней завершилось первое отделение концерта. А второе полностью посвятили «Пахите» - этот балет, как и «Баядерку», тоже написал Минкус. А Петипа когда-то танцевал его в Бордо во Франции. Именно оттуда на открытие балетного фестиваля приехала пара солистов.
Сара Ренда и Роман Михалёв танцуют этот спектакль во Франции. А вот для балетной труппы нашего театра это премьера. Яркие образы балерин не случайны - балет написан по произведению Сервантеса «Цыганочка». Публике показали одно из трёх действий «Пахиты». Артисты из Франции органично вписались в формат.
- Были не сложности, а просто по партитуре здесь мужская вариация идёт в длинном варианте, у нас она идёт в укороченном. Дирижёр убрал части, которые не нужны, - пояснил солист Le Grand Theatre de Bordeaux Роман Михалёв, Франция.
Сару тоже ждал сюрприз: у её героини несколько вариаций, в Бордо она танцует медленную, а здесь пришлось за 2 дня подготовить совсем другую.
- Очень нравятся Чебоксары и атмосфера в театре, - поделилась впечатлениями солистка Le Grand Theatre de Bordeaux Сара Ренда, Франция. - Я слушала замечания и пожелания Данила в исполнении этой роли. Мне очень приятно, что человек с таким опытом уделил мне столько внимания в профессиональном плане.
- Вся эта программа будет в репертуаре. Она у нас в следующем месяце повторится. Мы её исполним на день рождения балетной труппы 19 мая. Всех очень ждём, - пригласил художественный руководитель балетной труппы Чувашского государственного театра оперы и балета Данил Салимбаев.
Ну, а в ближайшие дни театр ждёт зрителей на фестиваль - в субботу в балете «Жизель» солируют гости из Большого театра, а в воскресенье покажут «Золушку».