Троллейбусы Новочебоксарска пока проигрывают маршруткам


Февральское повышение тарифов на проезд в какой-то степени должно помочь Новочебоксарскому троллейбусному управлению выбраться из долгов. В последние годы предприятие не получает дотаций из бюджета и терпит многомиллионные убытки. Так в 2012-ом расходы превысили доходы на 9 с половиной миллионов рублей. В середине января там сменился директор. Наш корреспондент Ольга Петрова встретилась и с бывшим, и с нынешним руководителями управления, чтобы понять, может ли такое предприятие вообще быть рентабельным?

В последние два года новочебоксарские троллейбусы начали стремительно терять пассажиров. Ситуация сложилась парадоксальная: проезд у частников в маршрутках стоил на рубль дешевле, чем в муниципальном транспорте. Да и водители ГАЗелей старались обгонять троллейбусы, чтобы раньше забрать людей с остановки.

Ольга Соболева, водитель троллейбуса: «Это уже не конкуренция, а чистая борьба между маршрутками и троллейбусами. Вот он сейчас поехал, я не могу его догнать, у меня же провода, я привязана. Особенно молодые за рулем маршруток очень сильно наглеют».

С 10 февраля проезд в городских маршрутках стал на 2 рубля дороже, чем в электротранспорте. А если в троллейбусе расплачиваться транспортной картой, то можно сэкономить еще рубль. После повышения ежедневная выручка управления теперь доходит до 180-190 тысяч. Год назад собирали не больше 160-ти. Водители сетуют на то, что на некоторых участках перевозят воздух и что в 9 году зарплата у них была выше, чем сейчас.

Вениамин Артемьев, директор Новочебоксарского МУП троллейбусного транспорта с июня 2010 г. по январь 2013 г.: «Чтобы увеличить зарплаты, что нужно? Нужны доходы. Доходы от чего зависят? От количества пассажиров, от тарифов. Тарифы ниже себестоимости, пассажиров больше не стало, даже стоим сейчас здесь — сколько личного транспорта проезжает».

Несмотря на недовольство водителей, в 11 году, чтобы снизить издержки, на предприятии закрыли столовую, на 3 с половиной км укоротили 51 и 55 маршруты — теперь до ж/д станции они не ходят, закрыли 56-ой, поставили систему ГЛОНАСС и сократили несколько диспетчеров. На установку ГЛОНАСС, конечно, пришлось потратиться, но по подсчетам Вениамина Артемьева, она позволяет экономить где-то полтора миллиона рублей в год. Новый директор управления Валерий Шимин, в прошлом начальник отдела транспорта Минстроя, говорит о том, что, возможно, будет пересмотрен график движения и даже схема маршрутов. По улицам города, Восточной, 10-ой пятилетки, где нет контактных сетей, а также в Чебоксары могли бы ездить новые модели троллейбусов на автономном ходу.

Валерий Шимин, директор Новочебоксарского МУП троллейбусного транспорта: «Как нам завод-изготовитель рассказывал об эксплуатации этой машины и по нашим подсчетам, без контактной сети на зарядке аккумуляторов она может работать в Новочебоксарске, сделать минимально необходимый оборот в Чебоксарах и вернуться на нашу контактную сеть сюда. Как это будет выглядеть на деле — трудно сказать».

Купить такие троллейбусы в Новочебоксарске мечтают давно, но стоит одна машина 13 миллионов рублей. Для сравнения — цена обычного троллейбуса в районе четырех миллионов. Сейчас в Новосибирске появились более дешевые «гибриды» за 8, и еще при Артемьеве в управлении разработали бизнес-проект покупки этих машин. В таком случае троллейбусы могли бы составить реальную конкуренцию маршруткам. Тем более, что существующая схема движения не нравится и многим пассажирам.

В Чебоксарах новые машины покупают за счет федерального и городского бюджетов по специальной программе софинансирования. В Новочебоксарске последний троллейбус приобрели в 10 году. 70% от его стоимости заплатил федеральный центр, 30 — пришлось выложить самому управлению. Денег из Новочебоксарского бюджета здесь не видели давно.

Вениамин Артемьев: «На тот момент, когда работал Петров, когда работал Кочетов Василий Иванович, первое время получали дотации за перевозку пассажиров льготных категорий, выпадающие доходы получал, а с 9 года эти дотации прекратились. Проблемы есть везде, где есть электротранспорт. Не только электротранспорт, вообще пассажирские перевозки везде убыточные».

В 10 году даже появились разговоры, что городу троллейбусы больше не нужны. Но потом новый глава администрации Новочебоксарска Александр Сироткин заявил, что власти намерены сохранить экологически чистый электротранспорт. Да и многие горожане, даже те, кто не ездят на троллейбусах, Новочебоксарск без них не представляют.