Транспортная реформа в Чебоксарах продолжается. С 3 апреля горожан снова ждут небольшие изменения. Связаны они прежде всего с тем, что с одним из перевозчиков столичная администрация расторгает договор.
Городская транспортная сеть сегодня - это 17 троллейбусных и 26 автобусных маршрутов. Еще полгода назад на чебоксарские дороги выходило более 500 транспортных средств. С началом реформы это количество уменьшилось на треть. Улучшилось финансовое самочувствие троллейбусного управления, год назад за накопленные долги ему грозило отключение от электроэнергии. Сегодня убытки сократились на 80 процентов, запущен новый маршрут в микрорайон Садовый, на очереди Новый город. Столичная администрация заключила с перевозчиками 15 контрактов сроком на 8 лет. По 7 маршрутам договоры или расторгнуты, или победители торгов отказались от заключения контрактов. Совсем другая история сложилась у предприятия «Авто-Экспресс-4». Перевозчик начал работу 1 декабря, и для обслуживания восьми маршрутов предоставил более 70 автобусов большого класса. Но по условиям договора должен был вывести в рейсы машины средней вместимости.
- Перевозчик не смог поставить автобусы среднего класса в связи с введенными санкциями в отношении российских производителей, но взял на себя обязательство сделать это до конца первого квартала текущего года. Обстоятельства сложились так, что эти обязательства перевозчик выполнить не смог. Администрация вынуждена в одностороннем порядке расторгнуть договор, - прокомментировал глава администрации г. Чебоксары Алексей Ладыков.
С 3 апреля, до проведения конкурсных процедур, маршруты будут обслуживаться временными перевозчиками, с ними заключат краткосрочные контракты. В городской администрации подчеркивают, нерешенной остается проблема дублирования городских и межмуниципальных маршрутов, а для достижения максимального эффекта реформы оптимизацию необходимо проводить синхронно.
- Фактически на межмуниципальных маршрутах реформа не реализуется, - подчеркнул Алексей Ладыков. - Короткие интервалы движения, высокая скорость перевозок, заниженные тарифы на маршрутках находят своего потребителя, который не замечает стратегических проблем города, в виде излишней загруженности городских магистралей, нарушений правил дорожного движения, формирования теневого рынка. Таким образом, на муниципальных маршрутах, оснащенных автобусами большого класса, выручка от существующего пассажиропотока не покрывает затраты, которые возникают при выполнении транспортной работы. В то же время объём перевозок 41, 44, 45 маршрутов говорит о необходимости замены маршруток на автобусы большего класса.
Транспортная реформа еще ни в одном российском городе не проходила тихо и гладко. В Казани, к примеру, к существующей схеме тоже пришли не сразу, на отлаживание непростого механизма ушло около двух лет. Так что в ближайшее время в чебоксарской администрации планируют провести с инициативными жителями новые встречи, с ответственными перевозчиками - новые торги.