Дело в том, что перевозчики отказываются от маршрутов и оставляют людей без общественного транспорта - а для многих автобус - единственная "связь" с внешним миром.
От безысходности жители деревни Новые Высли Ибресинского района создали в соцсетях петицию. Люди считают, что только заговорив о проблеме во всеуслышание, её удастся решить. Есть ли выход из ситуации - разбиралась Ирина Николаева.
- Почему я здесь живу в глуши, почему государство не помогает. - Как это без автобуса, живём, видите, тупик, ничем не ездишь.
Оторванными от мира и брошенными один на один со своей проблемой считает себя большинство жителей Новых Выслей - те, у кого нет своей машины. В деревню, с населением почти 250 человек, пассажирские автобусы не заезжают. Хотя когда-то было 5 рейсов в день, рассказывают старожилы. Сейчас и стар и млад выкручиваются, как могут.
- Невозможно никуда выбраться: или своя машина должна быть, или кого-то приходится просить, чтобы привезли-довезли, или ждать на вокзале попутками добираться, - рассказала уроженка д.Новые Высли Анастасия Алексеева.
- Студенты ездят в Канаше учатся, в Чебоксарах учатся, очень тяжело ведь добираться, после учебы не могут приехать, такси очень дорого, - рассказала жительница д.Новые Высли Елена Константинова.
- На одну сторону 800, в другую сторону 800, 1600 и то не хотят приехать, дорога плохая говорят 3 раза поеду, а пенсии нет уже, - рассказала жительница д.Новые Высли Валентина Яковлева.
- Нет заработка у нас, только Москва, только Москва, а документы делаем все в Ибресях, - рассказал житель д.Новые Высли Владимир Николаев.
Чем дальше деревня от райцентра, тем сложнее из неё выбраться, говорят местные. От Новых Выслей до Ибресь больше 20-ти километров, до Канаша - 30. До ближайшей трассы 11 километров, так что при всем желании пешком дорогу не осилить. У таксистов свой тариф - минимум 16 рублей за километр пути. Правда, заказанную машину ещё около часа приходится ждать на остановке - к дому такси не подъезжают. Автобусы из центра в Новые Высли, как и в другие населенные пункты района, перестали ходить с весны. Пассажирские перевозки несколько лет назад отдали в частные руки, но, оказалось, им невыгодно заезжать в маленькие деревни и они просто отказались обслуживать убыточные рейсы.
- Так как работали по нерегулируемым тарифам, сколько заработают, столько и выручка. Пассажиропоток очень маленький. Трасса, например, Ибреси-Липовка 30 км, он 1 человека везет, обратно другого, - рассказал главный специалист эксперт по дорогам и электрификации администрации Ибресинского района Алексей Ишалев.
Сложности с деревенскими маршрутами связаны и с состоянием дорог, признают районные власти. Где-то она уже давно пришла в негодность, а здесь участок республиканской трассы портят большегрузы, которые доставляют стройматериалы для будущей скоростной автомагистрали. Отрезок трассы хоть и латают, но ездить по ней непросто - часто ломается общественный транспорт. Это подтверждают и местные жители: порой невозможно было дождаться рейсовый автобус.
- Нерегулярно ходили автобусы, на чем попало добираемся, людей мало оставалось, - рассказал староста д.Новые Высли Аркадий Григорьев.
- Если вовремя будут приходить, ездить, знаем расписание, к расписанию выйдем. В последнее время - нам надо успеть в больницу, не успевает, ремонтирует на ходу, на самом деле транспорт неисправный, - рассказала местная жительница Ольга Григорьева.
Обращения в районную администрацию и Министерство транспорта республики с просьбой вернуть автобус пока результата не дали. В муниципалитете дважды объявляли конкурс на поиск новых перевозчиков, но желающих встать на маршрут так и не нашлось. Чтобы навести порядок в этой сфере, Минтранс планирует субсидировать часть затрат предпринимателей, которые будут заняты общественными перевозками. Но для начала необходимо рассчитать, какую сумму предстоит возместить частникам.
- Потенциольного перевозчика нету, мы должны объявлять открытый конкурс на основании расчета начальной максимальной цены контракта последнего, раз потенциального перевозчика нет, без исходных данных не можем выставить, - рассказал главный специалист эксперт по дорогам и электрификации администрации Ибресинского района Алексей Ишалев.
- Мы собираем предложения от всех муниципальных районов, не только от Ибресинского. Они нам должны предоставить перечень маршрутов, которые они планируют перевести на регулируемый тариф. Дать нам начальную максимальную цену контракта, и потом Минтранс информацию будет обобщать и выходить в правительство о софинансировании данных расходов, - рассказал заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Чувашии Юрий Арлашкин.
Вопрос с общественным транспортом решится не так быстро, отмечают в региональном Минтрансе. Только вот с отменой автобусных рейсов из деревень начинают уезжать и сами жители. Слишком накладно получается жить в глубинке.
В Чувашии создадут рычаг воздействия на недобросовестных перевозчиков.
Ирина Николаева, Надежда Александрова, Димитрий Макаров, Вадим Владимиров