Чебоксары остались без трамвайчиков до Заволжья. Что стало причиной отмены внутренней навигации, как отреагировали на это горожане, и какое решение предлагают власти? Ответы на вопросы в репортаже Оксаны Замятиной.
Оксана Замятина, Виктор Степанов
Сезон навигации открыт, но на причале непривычно тихо и пустынно. Чебоксарский речной порт отказался от пассажирских перевозок, ссылаясь на то, что требования по транспортной безопасности стали жестче. Новые правила позволяют принимать здесь только теплоходы междугородних линий. Чтобы заниматься внутренними пассажирскими перевозками, нужно соблюсти ряд правил.
Для того чтобы соответствовать новым требованиям закона, Чебоксарскому речному порту нужно поставить высокий двухметровый забор в зоне посадки-высадки пассажиров, контрольно-пропускные пункты, точки досмотра багажа и рамки металлоискателей - и это лишь часть списка необходимого оборудования. Все это нужно установить на трех причалах: в Чебоксарах, на Левобережном пляже и здесь, в поселке Сосновка.
Кроме того, нужно оборудовать специальными рамками и сертифицированным видеонаблюдением и два оставшихся теплохода, которые в прошлом году, по словам руководства речпорта, вполне справлялись с потоком пассажиров. На все это у коммерческой организации денег нет.
- Если по буквам закона все это делать, это порядка 50 миллионов рублей. Речной порт такими средствами не располагает, - дал ответ по телефону генеральный директор Чебоксарского речного порта Ванифатий Шайкин.
Между тем, обозначенные нормы безопасности действуют с 2017 года, и в прошлом году не стали помехой для курсирования речных трамвайчкиов между двумя берегами Волги. Руководитель организации Ванифатий Шайкин называет еще одну, возможно, главную причину - от пассажирских перевозок у компании были только убытки. Около 4-5 миллионов рублей ежегодно. Часть этих средств возмещала столичная администрация.
- Ежегодно из бюджета Чебоксар выделялись субсидии в размере 1 миллион 700 тысяч рублей. В текущем году на финансирование речных перевозок в бюджете города Чебоксары предусмотрено 4,5 млн рублей, - рассказала начальник отдела автомобильного и иных видов транспорта Министерства транспорта и дорожного хозяйства ЧР Эльмира Королева.
Но, похоже, эти деньги так и останутся в городской казне: у касс осиротевшего речпорта уже в начале мая повесили объявления о том, что пассажирских и прогулочных рейсов в этом году не будет. На новость об отмене речных трамвайчиков большинство жителей Заволжья среагировали равнодушно, а горожане с правого берега Волги - напротив, приняли ее с сожалением.
- Плохо, конечно, как-то же надо перебираться. Кому-то покататься хочется по Волге.
- Наверное, кто любит отдыхать, сюда переправлялись с города, для них это важно было. Но мы всегда с поселка Северного в основном на колесах.
Возобновления речных перевозок между двумя берегами пока никто не обещает, а вот «колес» станет больше, планируют в Минтрансе. По словам представителей ведомства, сейчас совместно с Росавтотрансом решается вопрос по увеличению количества рейсов и транспорта на маршрутах №204, 333 и 152.