Люди уверены, что пчелы отравились пестицидами - в дни массового мора как раз проводились обработки на рапсовых полях неподалеку.
Казалось бы, самое время собирать мед. А вместо этого пчеловоды со слезами собирают ведрами погибших пчел. Очень много их возле ульев. Внутри пчелиных домиков - не менее устрашающая картина. В некоторых как-будто еще теплится жизнь. Но это ненадолго, уверены хозяева.
- Видите, они все больные, трясутся все.
- Здесь, на этой пасеке 150 семей основных и где-то 50 отводков - 200 семей практически всё, - рассказал пчеловод Владимир Медведев.
Владимир Медведев обреченно обходит свои владения. Еще недавно были большие планы на урожай меда. Теперь пчел у него не осталось совсем. Разведением медоносных насекомых он занимается с 14-ти лет - любимому делу посвятил уже 30 лет. И вот - итог.
- Это я минимум 2-3 года должен работать, чтобы восстановить.
Живущий в соседней деревне Владимир Павловский и вовсе потерял надежду на восстановление пасеки - говорит, ему 77 лет, силы уже не те. А было у него 60 пчелосемей.
- За 40 с лишним лет я занимаюсь пчеловодством, в первый раз столкнулся с этим. Теперь не знаю, начать по-новой уже, наверное, поздно, - поделился пчеловод Владимир Павловский.
Пчеловоды считают - виной всему распыление химикатов на рапсовые поля неподалеку. И главное, сетуют люди, что их об этом не предупредили вовремя.
- В этот раз я не знала, меня никто не уведомил и пчеловоды тоже многие не знали. Из Арзаматова приходили пчеловоды, из Сотниково, у многих пчелы всё, умерли, - сказала ведущий специалист-эксперт Большешигаевского территориального отдела Лилия Михайлова.
Со слов пчеловодов, распыляли химикаты ночью, хотя по правилам делать это можно лишь в определенные часы вечером. Подозревают владельцы ульев и применение пестицидов, которые до этого не использовались. Впрочем, это еще придется доказать. Либо опровергнуть. Не исключают ветеринары и болезнь у пчел. Поэтому подмор у всех пчеловодов был взят на анализы. Часть проб отправится в лабораторию Чебоксар, чтобы исследовать их на наличие инфекций, часть - в Москву, где погибших насекомых проверят на содержание пестицидов.
- На каждый звонок мы выезжали, обследовали, фотографировали, действительно, массовая гибель с одинаковыми признаками во всех поселениях наблюдается. Такого в районе не было, более 40 лет работаю, - прокомментировала начальник Мариинско-Посадской районной ветеринарной службы Вера Уланкова.
В Управлении Россельхознадзора говорят, что при рассмотрении множественных жалоб пчеловодов из округов было обнаружено, что у некоторых пасеки не были должным образом зарегистрированы.
- Не стоят на учете, либо пасеки имеют регистрацию, но очень давно и диагностические исследования на опасные заболевания не проводятся, которые обязательно должны ежегодно проводиться, - отметила начальник отдела государственного ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Чувашии и Ульяновской области Елена Кузьмина.
Инспекторы Россельхознадзора также выезжают на места гибели пчел, делают исследования, отбирают пробы.
- Перед обработкой землевладельцы, которые собираются обработать участки, должны за три дня уведомить население населенных пунктов до 7 километров от обрабатываемых участков, - сообщил начальник отдела государственного земельного надзора и контроля за безопасным обращением пестицидов и агрохимикатов Управления Россельхознадзора по Чувашии и Ульяновской области Виталий Шашкаров.
Если же будут доказаны факты обработки земель неразрешенным пестицидом, а также то, что владелец рапсовых полей не уведомил пчеловодов, то хозяева ульев смогут требовать компенсации ущерба.
-Необходимо консультироваться с юристом, либо адвокатом и подавать гражданский иск касаемо причинения ущерба по статье 1064 "Причинение ущерба физическим лицам, ущерба имуществу", - объяснила начальник отдела государственного ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Чувашии и Ульяновской области Елена Кузьмина.
Результаты всех исследований станут известны примерно через две недели. Между тем, на момент подготовки сюжета к нам обратились также пчеловоды Канашского округа. У них та же картина - массовая гибель пчел. Так что продолжения истории - не миновать.
Наталия Егорова, Алексей Енейкин, Вадим Владимиров