В мэрии, как могут, с ними борются: во время рейдов просят их освободить от самодельных прилавков газоны и тротуары. Особо непонятливым - выписывают штрафы. Только вот действенны ли эти меры?
Наша съёмочная группа прошлась по торговым точкам и поговорила с теми, кто попадается "под горячую руку" проверяющих.
Улица Гузовского, самый разгар дня. Галина Валентиновна выращивает овощи и ягоды на даче, решила излишки продукции реализовать. Только вот пенсионерка не учла один момент - вести продажу на этом месте нельзя.
В паре шагов от её столика - оборудованные торговые павильоны. Правда, дама в возрасте вполне аргументированно заявила проверяющим: навесы предназначены для продажи сельхозпродукции, а вместо нее там чем только не торгуют.
- Становлюсь возле ромашек, мошки сразу на ягоды садятся. Они же липкие, и мухи тут как тут. Мало того, еще мочалки, носками торгуют. У кого-то жена приходит кофты старые распускает. Но разве же так можно делать. Я не хочу там сплетни слушать, поэтому я ушла сюда,- объяснила выбор места Галина Парастаева, пенсионерка.
Доводы пенсионерки поверяющие выслушали и заглянули в торговые точки, убедившись в том, что в них, действительно, приторговывают не тем, чем можно. Галина Валентиновна в итоге отделалась предупреждением.
Примерно такая же картина под навесами по улице Гражданской. Вместо огурцов и помидоров с грядки - трикотажные кофты, белье и носки. Владелица всего этого хозяйства тоже сыплет доводами - за прилавок встала не от хорошей жизни, на одну пенсию, мол, не проживешь
- Мне не хватает. Мне еще сыну помогать кредит за автобус выплачивать. И ему помочь не могу. Это вообще издевательство. Это уже третий протокол, а еще месяц не кончился. Вообще, они живодеры такие. Тут же не написано, что здесь рынок такой овощной, - возмутилась претензиям правоохранителей Эльвира Семенюк.
Здесь-то не написано, но в столичной администрации ссылаются на документ, в котором четко обозначено: у этих прилавков предназначение одно - в них можно торговать исключительно сельхозпродукцией с личного подсобного хозяйства.
Администрация города неукоснительно следит за выполнением правил благоустройства и правил торговли на территории города. Рейды по пресечению нелегальной торговли проводятся на постоянной основе и еженедельно эти рейды проходят с участием представителей налогвой службы, полиции и сотрудников администрации района, -рассказал Татьяна Смирнова, начальник отдела торговли администрации г. Чебоксары.
Протокол, который будет рассматривать административная комиссия, в ходе рейда получила и вот этот нелегальный продавец. Увидев камеру и проверяющих, женщина поспешила убрать с самодельного прилавка весь товар и быстро ретироваться. Но чиновники и полицейские оказались шустрее. Теперь сотруднику точки за бойкую торговлю рядом с остановкой общественного транспорта светит штраф.
- Штраф согласно Закону Чувашской Республики "Об административных правонарушения в Чувашской Республике" за подобного рода правонарушения предусмотрен. Если это в первый раз, то 1-2 тысячи рублей, включая предупреждение. Если же административное правонарушение совершается повторно, то 2-5 тысяч рублей на физлица, - предупредил Артём Лаврентьев, заведующий сектором торговли администрации Московского района г. Чебоксары.
Но продавцов такие суммы, видимо, совершенно не пугают. Протоколы, говорят в столичной администрации, как правило, составляют на одних и тех же лиц. Сами же нарушители не скрывают: вновь и вновь раскладывают на прилавке белье и трикотаж, зная, что это не по закону. Объясняют решение тем, что не хотят терять постоянных покупателей, сознательно умалчивая о суммах дохода при продаже вещей весьма сомнительного качества.
- Приходят постоянные покупатели. Говорят, что удобно и близко. В долг даем, под запись пенсионерам даю, с пенсии приносят деньги люди.
В ходе нынешнего рейда на нарушителей проверяющие составили 6 протоколов. Рейды продолжатся. На следующей неделе сотрудники столичной администрации вместе с представителями налоговой службы и полиции прогуляются по торговым точкам города как минимум дважды.
Евгения Зиновьева, Алексей Енейкин, Михаил Солин