Приволжский день поля, посвященный хмелеводству, собрал в Цивильском районе Чувашии гостей из разных регионов России и из-за рубежа. Ирина Ромадова изучила процесс хмелепереработки, познакомилась с мировой коллекцией хмеля и выслушала мнения экспертов в вопросах развития отрасли.
Ирина Ромадова, Игорь Ульянов
Говорят, в мире есть три коллекции хмеля. Одна из них находится в Чувашии. Среди 250 пород – 76 российских, остальные иностранные – чешские, германские, английские. Селекционеры чувашского НИИ сельского хозяйства гордятся сортами, которые они сохранили с давних времен. Например, «Серебрянка», которой больше 100 лет или «Московский ранний», которым в 70-80-е годы была засажена вся республика. Сейчас в НИИ тоже выводятся новые сорта хмеля.
- С лучшей стороны сейчас себя показали сорт «Факир», но он пока в производство в большом количестве не внедрён, потому что пока в сохранении стоит, по потребности мы его можем размножить, а большая часть сортов, которые мы размножили – это «Флагман» и «Фаворит», - говорит научный сотрудник НИИ сельского хозяйства Чувашии Валентина Леонтьева.
В селекционных питомниках института выведено 13 новых сортов и поддерживается 17. Продукция востребована в Алтайском крае, Мордовии – везде, где ещё хоть кто-то занимается хмелеводством. В День поля, названный как «Ячмень, солод, хмель и пиво России», в Чувашию приехали гости из разных регионов страны и из-за рубежа. Их познакомили с потенциалом Чувашии в плане развития хмелеводства.
- Меня заинтересовало, сколько у вас здесь сортов хмеля, - делится советник по аграрным вопросам Посольства Чехии в РФ, представитель министерства сельского хозяйства Чехии Никола Грушкова. - Думаю, что в Чехии поменьше. Здесь большое количество.
Один из популярных сортов чувашского хмеля – «Подвязный» – широко используют производители. Его же в основном перерабатывают в «Чувашхмельпроме». Гости оценили работу предприятия.
- У меня очень хорошие впечатления, и думаю, что это предприятие работает на высоком уровне, - отмечает начальник отдела продовольствия и сельского хозяйства Посольства Германии в Москве Хинрих Снелль.
Подобное оборудование для гранулирования хмеля используют и за рубежом. Этот гранулятор может производить до 5 тысяч тонн хмеля и обеспечить им всю пивоваренную отрасль страны, но пока таких объёмов сырья, к сожалению, нет. Столько хмеля не выращивается. Притом, что Чувашия на данный момент – производитель 90% этой культуры в стране.
- Хотя бы нам в ближайшие 3-5 лет довести в Чувашской Республике производство хмеля до 500-1000 тонн. Это не такой уж лёгкий процесс, потому что хмель – это многолетняя культура, нужны большие капитальные вложения, большие инвестиции. Сегодня даже для начала производства хмеля в каком-нибудь хозяйстве необходимо не меньше 100 миллионов рублей, - рассуждает президент Ассоциации хмелеводов России Геннадий Горланов.
Главное, было бы желание, говорят чиновники. Сейчас государство готово серьёзно поддерживать тех, кто хочет развивать эту отрасль. Есть различные программы по возмещению затрат, которые вкупе позволяют уменьшить себестоимость производства на 44% – это данные прошлого года.
- В этом году 80% на закладку и уход, проценты оставили столько же, но разрешили регионам самим устанавливать ставку. Так как дали возможность, теперь она больше 80 тысяч рублей. То есть мы приняли все затраты предприятий, сколько они могли доказать. Понятно, что так как нет нового оборудования, затрат не так много, но теперь у нас есть возможность в случае, если хозяйства будут закупать оборудование и затраты будут нести, мы можем эти затраты отнести на себестоимость и компенсировать вот эти 80% затрат, - говорит министр сельского хозяйства Чувашии Сергей Артамонов.
Самый ценный продукт в пивоварении – альфакислота, говорят селекционеры. И если в советское время популярны были ароматные сорта, с низким содержанием альфакислоты, которыми как раз славилась Чувашия, то в 90-е – 2000-е интерес появился к более плотному и горькому вкусу хмельного напитка. Нужных сортов в республике не было, говорят хмелеводы, и отрасль пивоварения практически исчезла.
Сейчас ароматные сорта хмеля вновь на пике популярности, но нужных объёмов производства пока нет.
- Я свою трудовую деятельность начал в хмелеводстве в 81-м году, - рассказывает член совета Федерации Федерального Собрания РФ Вадим Николаев. - Агрономом-хмелеводом начал работать. Поэтому мне знакома эта отрасль. Мы говорим очень много о хмеле, мы говорим, что потребность в этой отрасли есть. Но реальной работы, инвестиционной программы еще не просчитано, не рассчитано. Мы должны разобраться во всей политике этой отрасли и действительно перевести её на другой уровень поддержки государства, может быть.
Дискутировать о развитии отрасли гости приехали в Цивильский Дом культуры, где им для начала показали старинный чувашский обряд пивоварения и, конечно, угостили национальным напитком. А уже в зале серьёзные разговоры. Модератором совещания выступил президент Союза производителей хмелепродукции Александр Мордвинов. Он рассказал, что организация уже объединяет больше 500 компаний и отметил, что развитие сельского хозяйства невозможно представить без хмелепроизводства, а значит, без Чувашии.
- Моя голубая мечта – когда-нибудь ехать по федеральной трассе и чтобы в Чувашии, как в Германии, Чехии, слева и справа по дороге были хмельники, чтобы люди это видели, - делится президент Национального союза производителей ячменя, солода, хмеля и безалкогольной продукции Александр Мордвинов.
Глава республики подчеркнул: хмелепроизводство – это на сегодня актуальный и выгодный бизнес, несмотря на долгосрочную окупаемость. Предпринимателям не нужно бояться развивать отрасль.
- Каждый сельхозтоваропроизводитель думает о том, как окупить вложенные средства. Понятно, окупаемость минимум на 15 лет или на 10 лет, но с другой стороны, хочу сказать, вы будете получать прибыль. Это самое главное, - подчёркивает Глава Чувашской Республики Михаил Игнатьев. - Цель любого предпринимателя – идти на определенные риски, с учетом государственной поддержки в данном случае.
В последние годы господдержка существенно увеличилась, но впереди разработка её новых форм на федеральном уровне, формирование дорожной карты по восстановлению хмелеплантаций и много другой работы в направлении развития отрасли.