Жители сразу нескольких деревень установили дорогие фасадные счетчики. Но пользоваться ими они не могут. Поставили счетчики и обещали вернуться. В нашу редакцию обратились жители Моргаушского и Чебоксарского районов республики. Они обеспокоены действиями представителей компании, которая устанавливает электроприборы, а потом исчезает, не подключив их к сети. Стоит ли доверять таким специалистам, разбиралась Оксана Замятина.
Оксана Замятина, Алексей Енейкин, Игорь Ульянов, Семен Антонов
- Сперва на улице сказали 7 тысяч, в избу зашли - 8100 сказали. Денег дала. Потом еще дороже будет, сказали они, - рассказывает жительница деревни Лапкасы Валентина Борисова.
Такой диалог состоялся у 85-летней Валентины Борисовой с представителями энергосбытовой компании. Именно так представились приехавшие без предупреждения молодые люди и настояли на установке фасадного электросчетчика. Время смены прежнего прибора уже подходило, поэтому пенсионерка охотно согласилась на монтаж нового оборудования. Услугами этой компании воспользовались также соседи: семья Соколовых стала одной из первых в Лапкасах, кто подписал договор с этой компанией. На фасаде их дома уже месяц красуется счетчик, так и не подключенный к сети.
- Моя мама возразила, что у нас итак новый счетчик и новая система, - рассказывает жительница деревни Лапкасы Галина Соколова. Они сказали, что нет, надо все равно менять. Потом установили свой фасадный счетчик этот с розеткой вместе: сказали это обязательно нужно для противопожарной безопасности, и такие требования. Сказали после того, как на всю деревню массово установят эти счетчики, массово переведут на них. Чеков у нас нет никаких, и такой необходимости тратить 8 тысяч у нас тоже не было.
Житель соседней деревни Валерий Васильев тоже стал клиентом фирмы по установке счетчиков. Кроме его дома такая инсталляция в Молгачкасах висит еще на одном строении.
- Соединят, не знаю, когда. Надо с местными договориться теперь. Не подлежит так, если что, придется покупать другой. Сам работал электриком, сам же от электриков и пострадал. Получается так, - сокрушается житель деревни Молгачкасы Валерий Васильев.
Все эти люди подписывали договор с организацией «Энерго Линии». Номер телефона офиса этой компании, указанный в документах, не отвечает, говорят сельчане. Поэтому предъявить претензии просто некому.
- Позвонили в полицию, - рассказывает жительница деревни Лапкасы Галина Соколова. - В тот же день приехал следователь, потом нам ответили через неделю, что состава преступления нет, признаков мошенничества нет, договор мы добровольно заключили.
В Чувашской энергосбытовой компании нам пояснили: компании с названием «Энерго Линии» среди партнеров ЧЭСК нет. Так же, как и обязательных требований по установке счетчиков на фасад. Выбрать подрядчика жители могут сами, но о начале работ обязательно должны уведомить Чувашскую энергосбытовую компанию за 2 рабочих дня.
- Наш представитель, сетевая организация или управляющая компания, обязательно должна присутствовать (и заактировать) и составить акт ввода в эксплуатацию приборов учета с указанным всех необходимых элементов: показания старого учета, номер пломбы, даты, - пояснил заместитель исполнительного директора по реализации АО «Чувашская энергосбытовая компания» Дмитрий Константинов.
Специалисты энергосбытовой компании на руки деньги не берут, подчеркивают в организации. Все услуги по замене или установке счетчиков оплачиваются в кассе и, кстати, стоят в разы дешевле: полторы тысячи против восьми. Однако то ли от незнания, то ли от излишней доверчивости жители республики то и дело попадают под влияние недобросовестных подрядчиков.
Сейчас жители Моргаушского района вынуждены пользоваться старыми счетчиками, а новые пока просто висят на фасаде домов. И когда их подключат к общей сети, непонятно.