Кажется, в Чувашии над этим вопросом стали задумываться после смены городского руководства в столице и городе — спутнике. За конфликтной историей при избрании главы Новочебоксарска шлейфом потянулись вопросы: как поделены полномочия между сити-менеджерами и главами, кто эти административно назначаемые чиновники городам и поселениям; почему их не знают люди; зачем на содержание аппарата тратятся деньги, которые можно использовать на благо муниципалитета...
Напомним, подход к муниципальному управлению изменился после принятия ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 2003 года. При разработке федерального закона акцент делался на том, что назначаемость глав администраций приведет к уменьшению числа выборов в регионах, значит, и к экономии бюджета. Кроме того, власть рассчитывала, что реформа местного самоуправления позволит установить в регионах единый механизм взаимодействия власти.
В Чувашии муниципалитетами управляют главы городов и сити-менеджеры. Глава отвечает за общую стратегию развития, руководит городским собранием депутатов. У сити-менеджера сосредоточены хозяйственные функции. Глава города — представительная власть, администрации - исполнительная. Городские собрания в лице глав городов устанавливают для администраций муниципалитетов правила игры, но в рамках этих правил главы администраций имеют широкие полномочия.
Формально высшим должностным лицом муниципального образования является глава города. Согласно уставу, он представляет город в отношениях с другими органами власти, подписывает правовые акты, принятые депутатами, и от имени города заключает контракт с главой администрации города.
Глава администрации, сити-менеджер, как наёмный управленец, имеет статус ниже, но в его руках сосредоточены главные рычаги управления городским хозяйством. Именно под его руководством формируется и исполняется городской бюджет, а глава города и депутаты только контролируют процесс. К полномочиям главы администрации можно отнести любую из компетенций самой администрации: управление муниципальной собственностью, строительство дорог, бесперебойное тепло-, электро-, газо- и водоснабжение, транспорт, благоустройство, вывоз мусора, детсады, школы и учреждения культуры, переселение из ветхого жилья, организация торговли, содержание кладбищ, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Иначе говоря, всё, что касается повседневной жизни горожан.
Со временем, правда, выяснилось, что «двуглавая» система оказалась для избирателей непонятной. Люди так и не разобрались, кто из руководителей за что отвечает. Не всем нравится, что «у руля» города встают чиновники не слишком знакомые горожанам. Люди все чаще настаивают на прямых выборах управленцев, от эффективности которых зависит благополучие и развитие муниципалитетов, от их персональной, а не разделенной ответственности. Так и появилась в регионах идея заменить двухуровневую систему управления городами на одного руководителя.
В апреле 2017 года Владимир Путин подписал федеральный закон, разрешающий региональным властям запускать процедуру преобразования. Первыми к процессу подключились в Магаданской, Нижегородской, Сахалинской, Калининградской, Челябинской областях. Сейчас, например, в Липецкой области идет процесс «мягкой оптимизации» системы местного самоуправления. Здесь ликвидируют мэрию одного из муниципалитетов и одновременно урезают расходы на содержание чиновников.
А что вы думаете о существующей системе муниципального управления? Пройдите наш опрос.