Как правильно помогать детям с расстройствами аутистического спектра? Почему эта тема актуальна именно сейчас? Эксперты, педагоги, представители органов власти и общественных организаций из разных регионов страны собрались сегодня в ледовом дворце «Чебоксары-Арена» на межрегиональную конференцию для обсуждения этого вопроса.
Ирина Ромадова, Никита Углёв
Вопрос помощи детям с ментальными нарушениями, адаптации их к современной жизни актуален во всём мире. И главное в этом вопросе – комплексный подход. Москва, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Казань – представители 15-ти регионов собрались на конференции в Чебоксарах, чтобы выработать концепцию сопровождения детей с диагнозом «аутизм».
- У нас сегодня совместное понимание, что нужно выработать программу, в которой каждое из ведомств – здравоохранение, образование, педагоги на местах, сами родители – понимают, как сопровождать ребенка, - говорит директор гимназии №5 г. Чебоксары, депутат Госсовета Чувашии Инна Исаева. - Мы, наверное, идейные вдохновители, организаторы конференции.
- Медицина – своё, образование – своё, а мы мечемся, - рассуждает участница конференции, мама ребенка с РАС Анна Семёнова. - Не знаем, куда своих деток, куда лучше – надо ли процедуры, лекарства или они нам не нужны? Может быть, нам просто социализация нужна? Инклюзия та же. Чтобы это всё было целостно. Не как лебедь, рак и щука, а в целом.
Как раз целостности в этом вопросе нет не только в Чувашии, но и в большинстве регионов страны. Поэтому разработка концепции взаимодействия различных ведомств и структур – более чем актуальна, говорят московские эксперты и общественники.
- Она не только сейчас нужна, она нужна была вчера. То, что происходит сегодня – это то, что большое внимание в Чувашии уделяется этому вопросу. Это крайне важно, - подчёркивает член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, г. Москва, Елена Клочко. - Ситуация обстоит таким образом, что значительное количество детей рождаются с нарушениями развития и максимально ранняя диагностика тех нарушений, которые имеются от рождения – это залог того, что дети будут в инклюзии, в социальной инклюзии, не только в образовании, а вообще будут включены в жизнь.
- Этот сборник невероятно интересен тем, что регионы, которые приступают к этому вопросу, получают из него большое количество рабочих материалов, в том числе уже принятых в других регионах, что поможет вам в подготовке ваших документов, - отмечает директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, г. Москва, Артур Хаустов.
Федеральный ресурсный центр предлагает помочь методическими рекомендациями. А вот столичный центр «Наш Солнечный Мир» разработал концепцию межведомственного взаимодействия. Первыми ее начали применять в Ханты-Мансийске.
- Там есть всё, начиная с раннего выявления, - говорит руководитель Центра «Наш Солнечный Мир», член Правления Международной Ассоциации «AutismEurope», г. Москва, Игорь Шпицберг, - далее построение системы коррекционной помощи максимально в раннем возрасте и далее на всех этапах – образование, здравоохранение, культура, спорт, транспорт – всё, чтобы человек жил полноценной жизнью. Эта система пока является единственной в России, где прописано по шагам, в варианте дорожной карты.
Свои идеи в решении вопроса сопровождения лиц с ментальными нарушениями предлагает и «Рыбаков Фонд». За основу взяли европейский опыт, где в колледжах студентов обучаются умению помогать, сопровождать таких детей и взрослых. К программе присоединились 33 вузах России.
- Мы сегодня собрали единомышленников по стране. И Чувашия первой подхватила эту идею. Это и Томская область, и Северный Кавказ, и Красноярский край. Это 5 пилотных регионов, которые хотят изменить систему образования сначала на уровне студенчества, вузов, - отметила президент «Рыбаков Фонда», г. Москва, Елена Ульянова.
Подобные конференции, направленные на разработку программы комплексного сопровождения детей-аутистов, проводятся и в других регионах. В Чувашии итоги работы подведут завтра. Результатом должно стать принятие концепции.