Родом из Ульяновской области. Родные места покинул в 15 лет. Окончил Пензенское художественное училище, после чего в 1976 году обустроился в Чебоксарах. Потом была еще и учеба в Московском институте имени Сурикова. Но стал своим он в столице Чувашии. Как и его самое грандиозное детище - монумент Матери-покровительницы. 46 метров вместе с постаментом, сама скульптура из меди - 16 метровая.
- Это самая моя большая работа и не только моя - по России одна из больших.
Мог ли он представить 22 года назад, что создаст самый смелый по масштабам и задумке символ столицы Чувашии? Шел 2002 год. Владимир Порфирьевич работал тогда в Москве.
Но согласился принять участие в проекте. Продумывали концепцию совместно с научным консультантом и тремя архитекторами. За основу взяли идею первого президента Чувашии Николая Федорова - образ матери с распростертыми руками, обнимающими город. Дальше в ход шли самые смелые задумки.
- Вплоть до того, что из мифологических персонажей, даже головы волков. Потом постепенно стали очищать. У меня сначала была композиция с головой быка - внизу стенка, и голова быка как символ земледельца, - рассказал народный художник Чувашии, заслуженный художник России и Башкортостана Владимир Нагорнов.
Образ матери - собирательный, прототипов у него нет, - говорит Владимир Нагорнов. Поиски места тоже заняли немало времени. Среди концепций была даже такая, что фигура матери возвышалась бы из самого залива, из воды.
- Наиболее удачное, мне кажется, на этом косогоре. Потому что и подход с моста, и вид отсюда, со стороны училища.
Технически самым сложным моментом была доставка к месту готового монумента.
- 16 метров работа, если померить между кистями - 14 метров. Как повезти? Разделили на 3 части. И вот когда на трейлерах везли, естественно, снимали провода, - рассказал народный художник Чувашии, заслуженный художник России и Башкортостана Владимир Нагорнов.
Сейчас уже кажется, что Мать-покровительница была на этом месте с незапамятных времен. Вписалась идеально и стала привычной частью городского пейзажа. Открыли монумент 9 мая 2003 года. Так Владимир Нагорнов стал классиком.
- Подходят, иногда даже такие вопросы задают - а что, он жив, как будто я древний какой-то, - сказал народный художник Чувашии, заслуженный художник России и Башкортостана Владимир Нагорнов.
Каждая из его скульптур обрела в Чебоксарах то место, где уже представить что-либо иное невозможно. Как, например, памятник Константину Иванову возле Чувашского академического драмтеатра.
- Если на север бы направили, все время тень была бы и никаких фотографий не сделаешь, мы его повернули именно на восток, - рассказал народный художник Чувашии, заслуженный художник России и Башкортостана Владимир Нагорнов.
Одной из любимых работ он называет "Стрижи. Память" в Эльбарусово. Она посвящена всем погибшим в страшном пожаре 5 ноября 1961 года. Придумать образ, трогающий сердца, было крайне сложно. Для этого необходимо настроить струны души на нужный лад.
Но есть у него и творения, которые вызывают улыбку. Остап Бендер и Киса Воробьянинов покорили сердца горожан и туристов. Композицию уже даже за рубежом копируют.
- Вдруг в интернете вижу, что эта работа прямо один в один во Вьетнаме на площади стоит, - рассказал народный художник Чувашии, заслуженный художник России и Башкортостана Владимир Нагорнов.
У Владимира Нагорнова много заказов в других российских регионах. Дома редко бывает. Но все пути неизменно ведут сюда, в Чебоксары.
- Город мне сразу понравился, он какой-то уютный, теплый и даже похож на курортный, - сказал народный художник Чувашии, заслуженный художник России и Башкортостана Владимир Нагорнов.
Он очень хотел бы быть полезным городу. Идей - множество. Есть у него уже почти готовые контактные скульптуры, связанные с историей столицы. В туристических местностях именно такие фигуры очень привлекают людей. Но пока власти Чебоксар по этому поводу к нему не обращались.
Наталия Егорова, Святослав Петров