Ветеран тыла о строительстве Сурского и Казанского оборонительных рубежей

Детство, которое отняла война. На рытьё окопов Сурского и Казанского оборонительных рубежей зачастую привлекали 16-17-летних жителей Чувашии.

А Феоктисте Пронюхиной в 41-м было всего 15. Вместе с оставшимися в деревне взрослыми ее отправили строить блиндажи и противотанковые рвы - чтобы враг не прошел.

Феоктиста училась в 7 классе, когда в их деревню Верхнее Байгулово Козловского района пришли набирать бригаду для работы на Казанском обводе. 

- Искали бригаду людей, людей нету, мы молодые, молодежь да старики и старушки. 36 человек в группе было и отправили нас работать, - рассказала ветеран тыла Феоктиста Пронюхина.

Поначалу их щадили - молодежь и старики работали по 8 часов в день. Хотя, если учесть, что морозы в декабре 41-го грянули трескучие, под 40 градусов, то и это время казалось пыткой. Руки замерзали до онемения, ноги к концу рабочего дня отказывались двигаться. А ведь до места строительства от родной деревни еще дойти надо было, туда и обратно - по снегу 2 с половиной километра. Через две недели после начала строительства бригаду перевели на 10-часовой рабочий день. 

- Работали дружно, плачем, но работаем. 15-летних мы три девочки были, - рассказала ветеран тыла Феоктиста Пронюхина.

Копали в глубоком лесу. Еду рабочим не доставляли, они приносили скромный обед в узелочках с собой. 

- Принесли хлеб с маслом, а чай - девушки костер делали, чугунок нагревали, вода теплая была, - рассказала ветеран тыла Феоктиста Пронюхина.

Спасала кормилица семьи - корова. Благодаря ей в доме у родителей Феоктисты всегда были молоко, масло и творог. И когда к ним подселили строителей рубежей из других районов, удалось избежать голода. 5 человек они приютили у себя. Мама пекла для них ватрушки. 

Трудилась 15-летняя Феоктиста на строительстве Казанского обвода до официального окончания работ в феврале. День, когда бригадир объявил конец стройки, стал для сельчан негласным праздником. 

Феоктиста вернулась в школу. Но за партой ей довелось просидеть всего пару недель. Девушку снова привлекли к работам - теперь уже в местном колхозе. 

- И все сказали - старшие классы хлеб молотить, у нас молотилка была, на лошадях надо было крутить, крутили, 3 недели работали, до весны, - рассказала ветеран тыла Феоктиста Пронюхина.

Через год Феоктиста отправилась строить железную дорогу в Чебоксарах - пути необходимы были для эвакуации электромеханического завода из Харькова. Так и вся дальнейшая жизнь Феоктисты была связана с нелегким трудом - работала в разных сферах. Недавно вместе с другими строителями Казанского обвода  - односельчанами, попыталась найти место расположения окопов. Долго искали в том самом лесу, нашли с трудом - блиндажи из дерева уже сгнили, огневые позиции поросли деревьями. Расчувствовались, долго плакали. Вспоминать о тех днях тяжко. Ведь многие были еще совсем детьми, школьниками, которым пришлось оставить учебники и встать в один строй со взрослыми. Сейчас Феоктиста Григорьевна живет в Чебоксарах. У нее трое детей, 5 внуков и столько же правнуков.


Наталия Егорова, Алексей Енейкин, Дмитрий Макаров