Одна часть батареи теплая, другая холодная. И это если повезет. Бывает, что радиаторы в нерабочем состоянии находятся по несколько дней. Много лет этот вопрос был больным для жителей Шумерли. А все потому, что котельные, которые осуществляют подачу тепла в дома, давно обветшали, но это только лишь часть проблемы. В городе изношены и теплосети. Два года назад в Шумерле приступили к обновлению блочно-модульных котельных. Наша съемочная группа вместе с представителем Минстроя Чувашии посетила город и узнала, как сейчас там обстоят дела с подачей тепла.
Эта котельная находится в поселке Лесной. Ее построили еще в 70-е годы. По словам специалистов, срок службы такой котельной примерно 15 лет. А значит, эксплуатационный период давно истек.
Основная проблема этой котельни в том, что она слишком далеко находится от поселка «Лесной». Общая протяженность этих трасс до жилых домов - более 700 метров. Во многих местах изоляция уже нарушена. Работники, конечно же, пытаются ее поддерживать в надлежащем состоянии. Но этого мало. Потери тепла все равно остаются большими.
Трасса проходит через лесной массив. И чтобы до потребителя, а котельная обслуживает четыре многоквартирных дома и одно предприятие, тепло все-таки дошло, необходимо большое количество энергии, говорят ресурсники. В квитанциях жителей это никак не отражается, но все расходы ложатся на плечи Шумерлинского предприятия теплоснабжения и водоотведения. Такая картина не только в поселке Лесной. Проблема с подачей тепла в дома есть и в населенных пунктах Палан и Верхний.
- Чтобы предприятие безубыточно работало нужны новые котельные. Фонд заработной платы почти два миллиона. Потому что здесь нужны четыре оператора и четыре слесаря, а еще есть слесари, которые работают непосредственно на сетях. К тому же, и электрики нужны, - говорит и.о.директора МУП «Шумерлинское предприятия теплоснабжения и водоотведения» Андрей Агаков.
Оператор котельной Алексей Потапов показывает, как с помощью телефона можно отслеживать подачу тепла и горячей воды в жилые дома. Новые блочно-модульных котельные работают самостоятельно.
Всего в городе 15 котельных. Девять из них уже функционируют по-новому. За их строительство и обновление взялись еще 10 лет назад. А потом был долгий перерыв. Дело сдвинулось с мертвой точки в 2018-ом. Неэффективные сооружения, которые находились далеко от жилых домов, закрыли. Как, например, это произошло с котельной №15. Вместо нее возвели три новые. Современные объекты теперь находятся в ведении ГУП «Чувашгаз» Минстроя республики. Расходы по их содержанию заметно снизились, отмечают ресурсники.
- Люди, со строительством новых блочно-модульных котельных и введением их в эксплуатацию, думали, что платить будут меньше, но нет. Наша задача была решить саму проблему теплоснабжения в городе. Ситуация была катастрофическая, - отметил глава администрации города Алексей Григорьев.
Износ тепловых сетей в городе превышает более 70%. Чтобы обновить теплотрассы, понадобятся немалые средства. И потянуть их строительство только республиканскому бюджету будет сложно.
- В текущем году проекты будут разработаны. И нам это позволит участвовать в привлечение средств Фонда содействия реформирования ЖКХ. Хотим на эти цели привлечь федеральные средства, - рассказал заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ ЧР Павел Порфирьев.
- В настоящее время в Шумерле было принято решение соорудить теплотрассы и в надземном, и в подземном исполнении. При проектировании будет учитываться и характеристика грунта, чтобы выбрать оптимальную схему прохождения. Но нужно учитывать, что тепловые сети будут проектироваться в плотной городской застройке с учетом водоснабжения, канализации и электроснабжения, газоснабжения. Поэтому будет выбираться наиболее оптимальная схема, - рассказал директор ГУП «Чувашгаз» Минстроя ЧР Сергей Варлашкин.
- Раньше были старые. По 3-2 дня сидели без тепла. Ломалось что-то. А сейчас хорошо. Тепло очень.
- Половина батареи не работала, другая работала. А сейчас нормально работают.
Так рядовые горожане отзываются о новых котельных. И если люди уже сейчас почувствовали улучшения, то с вводом новых теплотрасс в строй изменения станут еще заметнее.
Вероника Павлова, Виктор Степанов