Крупные суммы взыскивают не только за сами игрушки, но и за рисунок на упаковке или раскраске. При этом претензии чаще всего предъявляют владельцам небольших торговых точек.
Наталья Овчинникова больше 20 лет торгует игрушками. Но, признается, сейчас уже и не поймешь, какой товар можно продавать, а за какой - попадешь под суд. За последний год представители сразу нескольких правообладателей потребовали у владелицы розничного магазина огромные компенсации. За нарушение авторских прав у продавца игрушек накопилось пять исков, хотя предприниматель отмечает, каждый раз ей предлагали решить спор в досудебном порядке.
-Я не иду у них на поводу. Они присылают эти претензии, просят непомерные..ну, 120 тысяч за игрушку в 100 руб. У меня нет таких денег. Может,я и рада была бы заплатить,- рассказала индивидуальный предприниматель Наталья Овчинникова.
Наталья и не подозревала, что нарушает чьи-то авторские права. По закону, мультгерои являются объектами интеллектуальной собственности. На производство и реализацию товаров с их изображением должно быть разрешение от владельцев прав. Без него продукция считается контрафактом. Компенсация за такое нарушение - от 10 тысяч рублей, максимальный размер может достигнуть 5-ти миллионов.При этом стоимость игрушки значения не имеет, выплата зависит от количества изображений на товаре. Судебные претензии получила и Людмила из Чебоксар, которая не захотела раскрывать всех своих данных. Она совсем недавно занялась продажей детских игрушек, но уже решила закрыть точку.
-Розничный продавец даже не может знает, чьи права может нарушить: каждый рисунок, каждое изображение. на блокноте каждое животное,природа - это тоже чей-то рисунок,изображение, на которое может быть авторский заказ, -предприниматель Людмила.
Предприниматели говорят: в нашей стране нет единого реестра, в котором указаны сведения о товарном знаке, его правообладателе и представителе. А так как основной объем продукции привозят из-за рубежа, чаще всего это китайские товары, то и отследить легальность каждой игрушки невозможно.Владельцы маленьких магазинов не понимают, почему в итоге страдает розничный продавец: товар закупается на оптовой базе, на игрушки есть накладные,сертификаты качества, и продукция поступила в оборот.
-Почему таможня ничего не предпринимает? Ведь не один код прошел у нас через таможню. У нас же составами идут игрушки. Но что самое интересное,оптовиков не трогают,- Наталья Овчинникова, индивидуальный предприниматель.
Мы связались по телефону с агентством из Нижнего Новгорода, которое представляет интересы более 40 правообладателей. Там объяснили, таможня может выявить контрафакт, только если товарный знак внесен в специальный реестр -ТРОИС.
-Для того, чтобы внести это, надо заплатить более 500 тысяч рублей,как страховой взнос. Если допустим,подозрительную продукцию остановили,в течение какого-то периода времени проверили, а она оказалась легальной.То есть это еще дополнительные материальные потери для правообладателя,- директор по развитию и маркетингу ООО «Медиа-НН» Елена Мягкова.
Наказывают и оптовиков, отмечает представитель юридического агентства. Правда, по ее словам, крупные базы найти непросто:зная, что товар нелегальный, они тщательно прячутся. Поэтому приходится искать звенья этой цепи, и начинают с розничных продавцов. А предпринимателям советуют запрашивать у поставщиков договор,который подтверждает, что продукция не нарушает авторских прав. К тому же,выплатившие компенсации продавцы, могут обратиться к оптовикам с регрессным иском. Но на практике это гораздо сложнее,уверяют предприниматели.
-До суда доходит 10 % исков, 10. все остальное договариваются досудебно. Вот пришла претензия на 120 тысяч, договариваются на 50, остальное куда? в карман этих сомнительных фирм,- индивидуальный предприниматель Наталья Овчинникова.
-Конечно, нужно защищать права правообладателей, они вложили свои деньги, свой интеллектуальный труд, но этим должно заниматься государство,а мы тоже должны быть защищены, - предприниматель Людмила.
В поисках защиты розничные продавцы обошли десятки инстанций. Тогда еще депутат ГосДумы Олег Николаев даже отправлял запрос в Верховный суд России.Ответ везде один - действия правозащитников товарных знаков законны. А вот насколько обоснованы их полномочия представлять интересы правообладателей, особенно иностранных, проверить необходимо,считает Уполномоченный по защите прав предпринимателей Чувашии Александр Рыбаков. Чаще всего представители работают только на основании копии доверенностей от правообладателей.
-Действительно,сегодня есть брешь в законодательстве,которыми пользуются, в том числе и,скажем так, недобросовестные производители.По моему мнению, сегодня товар должен быть передан конечному продавцу свободным от прав 3 лиц. Это означает то, что оптовый продавец, когда продает другому звену,должен его передать со всеми разрешениями, -Уполномоченный по защите прав предпринимателей Чувашской Республики Александр Рыбаков.
А пока розничным продавцам Чувашии,которые получили претензии за нарушении авторских прав, помогают снизить размер компенсации. Но даже если Арбитражный суд Чувашии назначит минимальный штраф,как в случае Натальи Овчинниковой,представителей правообладателей практически всегда такое решение не устраивает, и они направляют иск на повторное рассмотрение. Как правило,суд высшей инстанции находится за пределами республики, и у предпринимателей нет возможности ездить туда на каждое заседание. Между тем, за первые полгода 19-го только одна компания-представитель правообладателя подала 2 с половиной тысячи исков по всей стране.
Ирина Николаева, Екатерина Янгалакова