Почти 5 тысяч кубометров земли в 41-м году вынули жители Чувашии. Они строили оборонительные сооружения, чтобы защитить республику от немецких танков, не дать им продвинуться к Волге. В 40-градусный мороз женщины и дети рыли окопы, строили землянки, блиндажи и оградительные линии.
83-й квартал Шумерлинского лесничества. Здесь находится музей под открытым небом. В 13-м году волонтеры начали реконструировать участки Сурского оборонительного рубежа. Оградительные линии, построенные в начале 40-х годов на случай, если фашисты войдут в Москву и начнут продвижение вглубь страны, теперь напоминают о себе лишь холмами и оврагами, поросшими травой. А в годы войны Сурский рубеж был важной стратегической точкой на карте обороны Советского Союза. Здесь построили целый комплекс сооружений – с землянками, дзотами, наблюдательными пунктами, которые соединялись ходами для подвоза боеприпасов.
- Землянки, дзоты, противотанковые рвы, огневые точки – все это элементы оборонительного рубежа, - рассказывает председатель Шумерлинского городского отделения краеведов Николай Кондратьев. - Тогда в первую очередь они начали строить землянки, здесь они отдыхали после работы, ставили печки-буржуйки, нары, там они отдыхали, готовили еду.
Ему было всего 16, когда началась тотальная мобилизация крестьян, оставшихся в тылу. На тот момент Владимир Серов уже работал на авиационном заводе. Молодые ребята после первого же дня копания траншей стерли руки до мяса. Зима 41-го года выдалась на редкость лютой. Порой температура воздуха опускалась до 42-х градусов. А мерзлую землю копали вручную.
- Лом и лопата – больше ничего, и верхний слой земли подогревали костром. Все для фронта, все для Победы. Все на добровольном начале, патриотизм был огромный, - говорит ветеран Великой Отечественной войны Владимир Серов.
Владимир Николаевич вспоминает: зимой в поле продувало до костей, не то что работать – порой устоять на ногах было невозможно. Но вся эта трудовая армия, которая в основном состояла из старшеклассников, студентов и женщин, упорно копала противотанковые рвы – 3 метра в ширину, 2 в глубину. Оградительная линия проходила от села Засурье до границы с Ульяновской областью и должна была при случае задержать врагов на подступах к Казани. Протяженность рубежа превышала 80 километров. Он был готов всего за 45 дней – появились 1600 огневых точек и полторы тысячи землянок. Спустя 76 лет Владимир Николаевич смотрит на эти рвы, как на шрамы, оставленные войной.
- Это пулеметная точка, сюда ставили пулемет, боец под номером 1 – за пулеметом.
Ветеран вспоминает: на их участке не было ни блиндажей, ни землянок – все силы уходили на оборонительную линию. Однако технологию строительства таких укрытий знает. В прошлом году волонтеры возвели здесь макет землянки и деревянно-земляной огневой точки, сокращенно – дзот. Это боевое сооружение, которое частично углублено в землю. Его амбразура была настолько широка, что огонь вели в радиусе до 50 градусов. Крышу покрывали железобетонным колпаком, которые на заводах изготавливали по спецзаказу. По мнению ветерана, от военных такие постройки почти ничем не отличаются.
- Все правильно: здесь и командный пункт, и жилье – все было вместе, - отмечает ветеран Великой Отечественной войны Владимир Серов. - Для связи в углу стоял столик для телефона, также была расположена лежанка, сиденье.
Чаще всего землянки успевали возводить за день. Несмотря на скорость, учитывали все требования строительства: никто не знал, когда закончится война и сколько лет должны будут прослужить такие избушки. Здесь была важна каждая деталь.
Солдаты знали: 3 слоя бревен снаряды точно пробить не смогут, поэтому потолки в блиндажах строили в 3 наката. Для этого использовали стволы деревьев диаметром от 10 до 30 см. Их же использовали в качестве столбов. Крышу землянки покрывали дерном, чтобы замаскировать ее под невысокий холм.
Один артиллерийский снаряд мог уничтожить сразу несколько землянок. Чтобы предотвратить это, их строили в 25-ти метрах друг от друга. А в 41-м году в Шумерле был пересыльный пункт, и такие землянки создавали уже для солдат. Площади были большие и напоминали казармы. Их не отапливали – печи и костры пускали дым, а тогда он служил специальным сигналом. В военное время в Чувашии построили почти 2000 землянок. До весны 44-го за всеми оборонительными сооружениями следил сельсовет. А уже после – дзоты, землянки, блиндажи передали колхозам и превратили в овощехранилища. Засыпать землей, перепахать их было сложно, благодаря чему все эти укрепления сохранились до сих пор.
Мария Никифорова, Вадим Владимиров