Еще несколько лет назад у осужденных брали на анализ только кровь. На основании этого можно было сузить круг подозреваемых и вычислить злоумышленника хотя бы по группе. А если никаких улик не оказывалось, то дело могло зайти в тупик. Но технологии шагнули дальше. Теперь, чтобы определить кто действительно был на месте преступления, не нужно искать кровавые улики или отпечатки пальцев. Достаточно будет маленькой реснички, частички кожи преступника или других оставленных им следов. Главное их обнаружить, правильно собрать и сохранить. Первым на месте преступления появляется криминалист. Он буквально до миллиметра осматривает место происшествия.
- Имеется источник экспертного света, так называемый. Данный инструмент, кримтехнику данную мы используем на местах происшествий. Мельчайшие капли можем, конечно, установить и найти, - рассказал следователь-криминалист отдела криминалистики СУ СКР России по Чувашии Анатолий Киселев.
Вещи, на которых содержится биоматериал, отправляются в ДНК-лабораторию МВД России по Чувашии. Дальнейшие исследования проводят эксперты.
- Нам нужно определить какой нож действительно был на месте преступления, и каким ножом вообще было совершено преступление. Поэтому нам желательно найти биологический след такой как кровь. Для этого мы можем использовать экспертный свет, если это не видно вооруженным глазом, - сообщила главный эксперт отдела биологических экспертиз ДНК-лаборатории ЭКЦ МВД России по Чувашии Елена Малышева.
После биологический след необходимо изъять и поместить пробирку. Далее выделить ДНК участника преступления и удлинить ее, путем копирования. В лаборатории сОзданы все условия, чтобы оперативно и безошибочно установить личность человека, подозреваемого в преступлении. А точнее - его генотип.
- Получили вот данные полиграммы, где можно сказать, что на ноже, на клинке ножа обнаружена неустановленная женщина, генетические признаки которой представлены в данной полиграмме, а на рукояти ножа у нас обнаружен неустановленный мужчина, генетические признаки которого мы определили, - рассказала главный эксперт отдела биологических экспертиз ДНК-лаборатории ЭКЦ МВД России по Чувашии Елена Малышева.
Так, по найденному биологическому следу удается вывести на чистую воду преступников. Подобная история произошла недавно.
В мае в Алатырском округе было совершено жестокое преступление - двойное убийство и кража. Преступник ворвался в дом к жителям села Алтышево. Подозреваемый украл 600 тысяч рублей, застрелил супругов. А затем - поджег дом. Скрылся на автомобиле убитой семьи. Не справившись с управлением, съехал в кювет. Там же бросил машину. А рядом закопал оружие. Обнаруженные на нем следы дали возможность установить личность подозреваемого. Помогли в этом и записи с видеокамер. По истечении полутора суток экспертиза подтвердила, что на найденном криминалистами биоматериале генотип именного этого подозреваемого. Мужчина был задержан и заключен под стражу.
Помогает следствию и полиграф. Исследования на нем, которые раньше использовались в особых случаях, сейчас применяются повсеместно, помогая раскрыть многие уголовные дела и установить виновных лиц.
На то, чтобы закрепить необходимые датчики на испытуемого, у полиграфолога уходит пара минут, само же исследование длится часами, не говоря уже о подготовке к его проведению, которая начинается за несколько суток. Пользуясь случаем мы решили проверить, сможем ли обмануть полиграф.
По задумке полиграфолог должен был выяснить имя. Задача - отрицать свое. Казалось бы ничего сложного. Но ни тут то было.
Следователь сдержано улыбнулся. Результат уже был понятен - обмануть "детектор лжи" не получилось. Не выходит и у преступников, несмотря на то, что вопросы с ними заранее обговариваются. Волнение, как и правду скрыть трудно. Полиграф фиксирует потоотделение, кровяное давление и малейшие изменения ритма дыхания.
- Ситуации разные, каждый момент индивидуален и каждое лицо требует разного подхода, психотипы людей также разные и сложность дела тоже разная. Ну в целом, в среднем да, если предтестовая беседа у нас занимает порядка полутора-двух часов, то само тестирование, исследование длится и два, и три, и порой четыре часа, - отметил старший специалист отдела криминалистики СУ СКР России по Чувашии Александр Сорокин.
Раскрываемость преступлений в Чувашии неуклонно растет, достигая по некоторым категориям стопроцентных показателей. При этом большинство преступников было найдено "по горячим следам".
- Безусловно помощь в раскрытии такого рода преступлений является развитие на территории республики в том числе и возможностей лаборатории по выявлению ДНК следов, развитие аппаратно-программного комплекса безопасный город. Но как говорится технологии технологиями, а без высококвалифицированных специалистов, таких результатов, которые мы имеем добиться было бы достаточно тяжело, - подчеркнул руководитель отдела криминалистики СУ СКР России по Чувашии Роман Егоров.
Именно криминалисты обеспечивают раскрытие самых резонансных и не очевидных преступлений, а также поднимают с запыленных полок архивов уголовные дела "прошлых лет". Их главная задача - найти и проанализировать улики, которые помогут раскрыть преступление и наказать виновных.
Дарья Паскарюк, Святослав Петров