В октябре 1941-го года были созданы 3 Чувашских строительных батальона. Эту информацию недавно обнаружил руководитель экспедиционного отряда регионального отделения Русского географического общества Дмитрий Алексеев - ранее она нигде не озвучивалась и не публиковалась.
Наша съемочная группа отправилась вместе с ним и другими поисковиками в Ярославскую область и узнала, каким образом были открыты некоторые неизвестные факты о Великой Отечественной войне.
Это история длиной в 80 лет. С 1941-го года прадед Дмитрия Алексеева Иван Осипов числился без вести пропавшим. Информацию о нем Дмитрий искал несколько лет. И в 2018-м, наконец, первые сведения. Ему на глаза попалась статья Татьяны Третьяковой - директора филиала госархива Ярославской области в Угличе. Речь шла о строительстве оборонительных сооружений по берегам Волги. Там удалось обнаружить долгожданную зацепку, которая и привела Дмитрия в эти места. В Угличском архиве и ЗАГСе он узнал недостающую информацию. И главное - то, что прадед скончался именно здесь.
- Приехал, и батюшке, тогда служил архимандрит Виктор, рассказал эту историю, - поделился Дмитрий Алексеев, руководитель экспедиционного отряда чувашского республиканского отделения Русского географического общества. Он меня привел в это место, рассказал, что ему старожилы-бабушки рассказывали, а он служил с 80-х годов, ему показывали это место, что за оградой церкви хоронили ополченцев - так называли строителей.
Шаг за шагом "открывались" уникальные сведения. Оказывается, в Ярославскую область для строительства оборонительных рубежей были отправлены жители нашей республики - около 3 тысяч человек. Здесь были сформированы 3 чувашских строительных батальона. Стоит отметить, что перед этим их направили в Медвежьегорск, откуда им пришлось 800 километров пешком переправляться к месту строительства. То есть, люди и так уже были ослаблены на тот момент. К работе приступили в октябре, через месяц грянули морозы.
- С 1 ноября морозы пошли 30-градусные, потом и 40-градусные, в таких условиях, голодные они копали, строили оборонительный рубеж, - рассказал Александр Григорьев, внук погибшего бойца.
Оборонительная линия должна была соединить Углич с Ростовом и с Ивановской областью. Протяженность укрепсооружений - более 250 километров, на их возведение привлекли около 200 тысяч человек. Враг был уже на расстоянии 8-10 часового броска - нужно было спешить. Особенно сложно стало рабочим в декабре 1941-го - еды почти не было.
- Забыли выделить фураж для лошадей, продукты питания для бойцов этого батальона и бойцы стали умирать из-за того, что недоедали, усугубились болезни, - выяснил Евгений Шумилов, руководитель регионального отделения "Поискового движения России".
Холод и голод погубили немало рабочих. Среди павших от разных причин числятся 11 бойцов 1-го Чувашского строительного батальона. В том числе и прадед Дмитрия Алексеева Иван Осипов. Однажды бойцы просто не досчитались его, когда вернулись в село, где квартировались.
- Вернулись, а он лежит на дороге, просто выпал, его отвезли домой, положили на печку, он был еще живой, но не отогрелся, умер, - рассказал Дмитрий Алексеев, руководитель экспедиционного отряда чувашского республиканского отделения Русского географического общества.
В этот раз Дмитрий Алексеев приехал сюда не один. Вместе с ним - родственники других павших бойцов и отряд юных поисковиков из Янтиковского района.
На месте захоронения, а это село Сергиевское Угличской области - Дмитрий Алексеев установил памятник своему прадеду и мемориал с именами других павших строителей Ярославских оборонительных рубежей. Местный священник совершил молебен по погибшим. Теперь родным есть, где преклонить голову. Но успокаиваться на этом поисковики не собираются. Необходимо еще установить имена числившихся и погибших из 2-го и 3-го Чувашских строительных батальонов. Пока удалось обнаружить несколько фамилий. Впоследствии эта информация будет включена в Книгу памяти либо будет напечатана в отдельном издании. А, значит, родственники многих бойцов, числившихся без вести пропавшими, смогут узнать про близких людей и "белых пятен" в истории Великой Отечественной войны станет меньше.
Наталия Егорова, Алексей Енейкин