Национальный музей раскрывает сакральные тайны чувашской бани

Вся жизнь - в бане. Казалось бы, что в ней делать, кроме как попариться да помыться. В древности же чуваши в мыльне устраивали посиделки, вышивали, плели лапти, играли на музыкальных инструментах.

В бане появлялись на свет дети, в ней же омывали человека, провожая в последний путь.

В Чувашском национальном музее работает выставочный проект "Мунча", который раскрывает традиции и сакральный смысл именно чувашской бани. 

Почему в неё лучше не ходить после полуночи и не петь там песни? И в каких случаях в баню вместе с полотенцем лучше захватить еще и хомут для лошадей? 

За этой дверью творятся сакральные вещи. Рядом с ароматами от веников и целебных трав витают постоянные нашёптывания: бабка-повитуха принимает на свет нового человека. В древности чуваши практиковали роды в бане по-черному. Считалось что дым, скапливающийся в помещении, обладает антисептическими свойствами. Ребенок рос, а родственники всё пытались уберечь его от всяческих болезней, которые насылал дух-обитатель бани Ийе. И если всё-таки хворь малыша настигала, то его проводили через вот такой вот лошадиный хомут. Болезнь тут же отступала.

- Банный дух Ийе чуваши представляли в форме домашних животных: свиньи или кошки. И считали, что Ийе принимает баню после полуночи. Поэтому чувашам ни в коем случае нельзя было посещать баню в такое позднее время. Также говорил, что Мунча Ийе не любит, когда песни поются. Поэтому во время таких вот процедур ни в коем случае чуваши не пели, - рассказала Алина Иванова, научный сотрудник отдела маркетинга Чувашского национального музея.

А это мы уже подглядываем за другим обрядом. За день до свадьбы топили девичью баню. Пускали в нее исключительно не замужних девушек - близких подруг невесты. Они старались упарить виновницу торжества, чтобы выведать у нее имя жениха. Чем дольше молчала невеста, тем больше рос её авторитет среди подруг. Сейчас, конечно, от этого обряда не осталось и следа. Сегодня девушки чаще собираются в баню, чтобы посекретничать. Организаторы выставки, конечно, постарались сделать её максимально интерактивной. Даже мастер-класс по изготовлению лыковой мочалки организовали.

Художник и дизайнер Олег Улангин в жизни, конечно, мочалки не вяжет. Но чтобы посетители выставки, что называется, с головой ушли в мистический мир чувашской бани, взялся за работу. Тем более что мочало ведь никакое не бутафорское, а самое что ни на есть настоящее, липовое. 

- Нигде мы его не могли найти. Мочало практически уже никто не готовит, - посетовал Олег Улангин, руководитель творческой группы Чувашского национального музея. Посмотрели в интернете, в интернете тоже нет. И совершенно случайно наш сотрудник у одной из бабушек нашел как раз вот эти заготовки. Так что вот бабушка нас спасла.

Все экспонаты на выставке - подлинные. Часть подняли из фондов чувашского национального музея, какие-то привезли из районных музеев краеведения. Вообще, выставка "Мунча" - это только часть огромного проекта, который авторы задумали реализовать в ближайшие три года.

Организаторы уверены: культура чувашей настолько богата, что о ней надо рассказывать много и масштабно. Чего, к примеру, стоят обрядовые праздники и мифология. Именно им будут посвящены следующие экспозиции.

А пока можно сходить в "Баню". Выставка в Чувашском нацмузее будет работать весь сентябрь. Билеты доступны и по Пушкинской карте.

Евгения Зиновьева, Алиса Александрова, Михаил Солин