Краевед-энтузиаст увековечивает подвиг строителей Казанского оборонительного рубежа

Центр строительства Казанского оборонительного рубежа в Мариинско-Посадском районе располагался в селе Октябрьском и шел далее по периметру Волги.

Недавно в одном из сел неподалеку местный краевед Виталий Маклашкин обнаружил следы неплохо сохранившихся дзотов и теперь хочет сделать их местом привлечения туристов. Особенно это актуально в преддверии юбилея строительства Сурского и Казанского оборонительных рубежей, который будет отмечаться в Чувашии в следующем году. 

Историк по образованию Виталий Маклашкин недавно занялся изучением строительства оборонительных сооружений в этой местности. Живет неподалеку, в селе Покровском. Все лесные тропки, холмы и неровности знакомы с детства. Тогда, конечно, он не задумывался о том, что это за ямы. Недавно понял, что они рукотворные. Подняв документы, пришел к выводу: именно здесь проходила линия укрепсооружений Казанского обвода. Центр строительства располагался неподалеку, в селе Октябрьском - там командование распределяло обязанности рабочих.

- По своей инициативе я взял шефство - дзот тех времен сохранить для потомков, чтобы люди знали, - поделился Виталий Маклашкин, краевед, староста деревни.

Виталий Иванович даже обозначил это место, чтобы было видно с дороги - построил тут шалаш, установил табличку, а еще улей - в качестве символа мирной жизни. Хочет сделать этот объект туристическим. 

- Хочу привлечь туристов, построить с помощью энтузиастов-волонтеров, углубить этот дзот, построить здесь блиндаж, - планирует Виталий Маклашкин.

В лесу хорошо сохранился только этот дзот. Деревянные балки со временем обрушились и сгнили. Но вот некоторые приметы того времени еще остались. 

Здесь даже сохранились такие артефакты, как камни и кирпичи из разрушенной Покровской церкви. Камни, причем, таскали на себе женщины. Они их добывали также в близлежащих оврагах. Здесь же, скорее всего, рабочие и грелись. В страшные морозы разжигали костры, чтобы прогреть и землю, и себя. 

- Когда строили этот объект женщины, я слышал, приходили сюда с 15 километров из своих деревень, оставляли голодными-холодными своих детей, дров не было, есть тоже не было, одежда была скудная, в лаптях, - рассказывает краевед Виталий Маклашкин.

Никаких смягчающих обстоятельств не было - за опоздание на 5 минут могли и посадить. Закон тогда был суров ко всем без исключения. 

Много было рабочих из других районов. Жить они должны были все три месяца, не возвращаясь домой, в соседних деревнях. 

- Ночевали не здесь, в Покровском, в двух километрах отсюда, определяли, говорят, дома, где людей оставляли на ночлег и эти люди, они и сами голодные были, и должны были кормить этих рабочих, так тяжело было, - добавляет краевед.

Чуть поодаль от дзота остались и следы траншей. 

Неподалеку возле села Покровского на холмах можно увидеть сохранившиеся долговременные огневые точки. Если бы враг подобрался к этим местам, они понадобились бы для отстреливания фашистов. Виталий Иванович планирует также взяться за благоустройство этой территории, поставить скамейки, а на трассе уже в ближайшее время установить табличку, что здесь находился объект строительства Казанского оборонительного рубежа. 

Наталия Егорова, Семен Антонов