Главная цель масштабного проекта УПК-21 - создать все условия для получения рабочей профессии школьниками. Участниками пилотного проекта станут пять чебоксарских школ: 37, 39, 45, 47 и 65. На их базе и будут создаваться учебно-производственные классы, где теорию и практику профессионального обучения будут подавать педагоги Чувашского госуниверситета и Чебоксарского электромеханического колледжа, а к формированию образовательной программы подключатся руководители и специалисты Чебоксарского электроаппаратного завода.
- Этот проект поможет детям определиться уже до окончания школы, поэтому помощь нам, как предприятию - получить лучших специалистов, а помощь детям - раскрыться как можно раньше, - рассказал генеральный директор АО "ЧЭАЗ" Алексей Ильбеков.
- Плюс, когда дети подрастают, очевидно, по каждому направлению каждый по своему направлению будет посещать уже действующие предприятия, где они могут увидеть современнейшие технологии, организацию работы, причем организацию работы по всей производственной цепочке, начиная от сырья, заканчивая маркетингом, продвижением товаров, то несомненно это для них будет таким важным мотивирующим фактором, либо продолжить в этом направлении, либо определиться для себя, что все-таки это не его. Это тоже очень важно, - рассказал Глава Чувашии Олег Николаев.
Старшие товарищи юных технарей уже нащупали больное место в школьном образовании республики: уровень знаний физики и математики поступающих в вузы и техникумы с каждым годом становится ниже. Да и сами ребята побаиваются выбирать эти предметы в качестве экзаменационных.
- Мы начали разговаривать с коллегами в школах и узнаю сам, что не во всех школах есть педагоги по физике и математике. Проблема, которая существует, безусловно, и ее нужно решать, - рассказал директор по персоналу АО "ЧЭАЗ" Сергей Кольцов.
Тем не менее Чувашия сильно заинтересована в будущих инженерах, как и в росте промышленного производства. Так что в основе проекта будет программа дополнительного обучения по рабочей специальности. В целом статистика показывает, что ранняя профориентация приносит свои плоды: больше половины выпускников профильных классов республики поступают в вузы и техникумы именно по выбранной специальности. Вторая же половина отдает предпочтение иным профессиям. В министерстве образования надеются в скором времени понять, почему так происходит, и устранить этот пробел.
- Кроме того, выпускники средне-профессионального образования также не всегда находят себя именно по той специальности, о которой они заявили, поступая на 1 курс. И даже есть такой момент, что часть выпускников находятся в центре занятости, потому что не нашли работу по той специальности, которую они хотели бы получить. Вот эти тревожные цифры говорят о том, что здесь работу надо кардинально пересматривать в пользу того единения именно системы образования и отраслей экономики, которые диктуются современными реалиями, - рассказал министр образования и молодежной политики Чувашии Дмитрий Захаров.
В будущем к проекту УПК-21 планируют добавить новые направления, актуальные для нашего региона, такие как: "Педагогика", "Медицина", "Сельское хозяйство", "Машиностроение", "Электроэнергетика", IT. Таким образом, со временем в Чувашии намерены решить проблему нехватки специалистов в конкретных областях.
Екатерина Храмкина, Елена Дмитриева, Вадим Владимиров