В его рамках в регионе хотят локализовать производство сельхозтракторов малой и средней мощности. Идею будут воплощать на базе Концерна "Тракторные заводы". Вот только кого поставят за станки? Нынешние выпускники школ не охотно выбирают рабочие профессии.
Тракторы на беспилотном управлении и не вредящие экологии. Это планы - Концерна "Тракторные заводы". Чтобы воплотить проект СПИК 2.0, в республику направят свыше 2 млрд рублей. Это позволит создать более 500 рабочих мест. Но есть загвоздка. Где взять столько специалистов? Ведь для реализации контракта, подписанного с Минпромторгом страны, необходимы высококвалифицированные знатоки своего дела. А с их подготовкой пока в Чувашии дела обстоят, мягко говоря, не очень. Порядка 140 человек к 2026 году необходимо будет привлечь на литейное производство, а учить их этому ремеслу сейчас негде.
- В свое время было отделение по подготовке литейщиков в рамках ЧМК. Сейчас проект заморожен, - сетует Сергей Серегин, заместитель генерального директора ООО "Машиностроительно-индустриальная группа "Концерн "Тракторные заводы".
Планы федерального проекта грандиозные. За ближайшие 10 лет в Чувашии намерены выпустить около 17 тысяч единиц техники. Тем временем у ВУЗов тоже есть проблемы с привлечением абитуриентов на профильные факультеты. Ректор Чувашского Госуниверситета не скрывает: машфак всегда "славился" недобором студентов. Сейчас там 47 бюджетных мест. Цифры скромные. Тем временем, за последние 3 года на предприятия Концерна пришли работать лишь 10 выпускников ЧГУ. Такими темпами производство сельскохозяйственных тракторов малой и средней мощности быстро наладить явно не получится.
- Ключевая проблема - оплата труда. Молодежь сегодня излишне амбициозна и просят сразу высокую зарплату, не показав себя самостоятельным инженером, линейным инженером, конструктором-изобретателем, который может решать задачи. Ожидания выше, чем могут предложить предприятия, - рассуждает ректор ЧГУ им. И.Н. Ульянова Андрей Александров.
К слову, сегодня выпускников школ не стимулирует выбирать инженерные специальности даже целевое направление. Этот инструмент, по мнению ректора ЧГУ, недостаточно хорош. Одними практиками и стажировками, предлагаемыми предприятиями, не привлечешь молодых и амбициозных. Другое дело - повысить стипендию. Но здесь необходимо активное содействие самого работодателя. Пока четкого плана у производителей и педагогов нет. В ближайшее время они будут работать над дорожной картой по решению этого проблемного вопроса.
Вероника Павлова, Виктор Степанов