Руководитель профильного министерства Алла Салаева собрала их на семинар-совещание в Чебоксарах, чтобы обсудить актуальные проблемы отрасли и вместе подумать над тем, как можно улучшить качество образования.
Семинар-практикум прошел на базе самой большой школы республики - столичной 65-й. Его специально организовали именно здесь, чтобы директора районных школ смогли посмотреть, как сформировано образовательное пространство, какие учебные программы предусмотрены для детей, а потом какие-то "фишки" применить у себя. К примеру, выкрасить одну или даже две стены в учреждении грифельной краской, чтобы ученики могли на них рисовать на переменах. А вдруг среди них подрастают настоящие художники?
- Мне это нравится. Это как-то необычно. Дома мне не разрешают рисовать на стенах. А здесь можно, это очень классно и прикольно, - сказала ученица школы №65 Даша Александрова.
Говорили на выездом семинаре и о серьезных вещах. К примеру, о грядущем периоде демографического спада. Эта тенденция не только нашего региона, но и страны в целом. Нужны ли тогда будут новые садики и школы, о которых сегодня просят многие муниципалитеты, и каким образом будут заполнять пустующие кабинеты. Ведь руководству школ в таком случае придется продумывать стратегию по привлечению к себе детей. И это время, по словам профильного министра, не за горами.
- Усиление преподавательским составом, чтобы сделать приток детей в ту или иную школу. Именно к 2024 году будет пик школьников, после этого все пойдет на спад. И сама тема третьей смены, второй смены, перезагрузки образовательных учреждений, она будет идти на спад.
На семинаре подняли тему зарплат учителей. В министерстве не скрывают: финансирование педагогического состава конкретного образовательного учреждения напрямую зависит от того, сколько в нем учится детей. То есть школы кровно заинтересованы в том, чтобы учеников было больше.
При этом Алла Салаева отметила: не всегда уровень заработка учителя зависит только от чиновников. Из бюджета каждой школе выделяется конкретная сумма, но какая её часть пойдет на оплату труда педагогов, руководство школы решает самостоятельно. Профильный министр привела пример: в Новочебоксарске на эти цели направляют три четверти всех средств, в Шумерлинском районе - чуть больше половины. Где учитель получает больше - можно не объяснять. Алла Салаева призвала сидящих в зале директоров школ пересмотреть у себя алгоритм начисления зарплат, чтобы из-за денежного вопроса коллектив не распадался. Сделать нужно так, чтобы он, напротив, прирастал новыми кадрами.
- Сама программа семинара носит очень хороший практический характер. Она касается инструментов и объяснения, как сделать так, чтобы больше ребят принимали участие в олимпиадах, как отстроить систему дополнительного образования на местах. Через какие инструменты руководителям школ необходимо задуматься для того, чтобы повысить зарплату педагогов и привлечь молодые кадры,- сказала министр образования и молодежной политики Чувашии Алла Салаева.
На семинаре говорили и о том, что нужно поднимать престиж рабочих профессий. Учителя должны разговаривать об этом с подрастающим поколением. Детей, по мнению Аллы Салаевой, не нужно пугать, что, к примеру, работа в аграрном секторе ничтожно низко оплачивается. Тем более, это давно не так, - добавила министр. В свою очередь власти будут делать все, чтобы заниматься ранней профориентацией - в республике строится агрошкола, в нескольких учреждениях уже довольно успешно работают агроклассы. В профильном ведомстве отмечают: их может стать еще больше, если руководство школ разглядит в учениках будущих агроинженеров и механиков, сумеет доказать, что им необходима техника для их обучения, то один из кабинетов вполне могут переоборудовать под это дело.
Нынешний семинар-практикум прошел в Чебоксарах впервые, его посетили директора школ и замы глав всех муниципалитетов республики. Одной встречей разговор не завершился, к нему вернутся в самое ближайшее время.
Евгения Зиновьева, Виктор Степанов