Как пройти по дороге, которой нет – каждый день такую загадку решают жители нескольких районов Чувашии. Небольшой дождь – и им приходится надевать резиновые сапоги и ездить не на машине, а на тракторе. К ремонту этих участков дорожники должны были приступить еще в начале лета, но что-то не срослось. Наш корреспондент Мария Никифорова побывала в Ибресинском, Канашском, Янтиковском районах и пообщалась с подрядчиками, чтобы понять, в чем причина задержки ремонтных работ.
Мария Никифорова, Михаил Солин
- Каждый день мы вынуждены ходить по этой дороге. После дождя невозможно пройти, приходится обходить лужи.
Дорога в поселке Липовка Ибресинского района больше напоминает трассу для соревнований внедорожников. Проехать по ней способны лишь грузовики и тракторы – остальной транспорт буксует. Асфальтированную дорогу местные жители ждали десятилетия. В этом году им подарили надежду: в июне компания «Чувашупрдор», которая является заказчиком, заключила контракт со строительной компанией «Партнер Холдинг». Подрядчик должен сдать этот объект через месяц. Но вместо звуков работающей техники люди слышат лишь ежедневные обещания приступить к строительству дороги. И так уже четвертый месяц.
- Мы объявили аукцион, выиграл «Партнер Холдинг» со снижением в 18%. Снижение они произвели по ряду объектов и везде есть отставание от календарного графика, - отмечает директор КУ ЧР «Чувашупрдор» Владимир Доброхотов.
Начальная максимальная стоимость контракта строительства этой дороги составляла 34 миллиона рублей, компания «Партнер Холдинг» предложила 28 миллионов и автоматически выиграла конкурс. По такому принципу подрядная организация сумела получить 5 объектов. То, что с проектами перебрали, в компании поняли поздно.
- С нашей стороны есть неисполнение, нарушение календарных графиков, - говорит исполнительный директор строительной компании ООО «Партнер Холдинг» Валерий Козлов.
- Почему много набрали?
- Для работы.
- Но вы же не успеваете.
- Успеем.
- Но вы уже не успели.
- Успеем, все равно выполним.
А тем временем на счет «Партнер Холдинга» только с этого объекта капают пени – 11 тысяч рублей ежедневно. А если заказчик решит внести компанию в республиканский реестр недобросовестных подрядчиков, то она больше не сможет выиграть ни один подряд. Впрочем, отмечают в Минтрансе, большинству дорожно-строительных организаций Чувашии всё же можно доверять. Тех, кто не рассчитал свои силы, – единицы.
Сейчас мы находимся в Канашском районе и эту дорогу «Аниш» – Новое Урюмово ремонтирует как раз та организация, которая работает в Ибресинском районе. Но если там у них еще есть время как минимум до ноября, то здесь ввести в эксплуатацию новую дорогу должны уже завтра. Видимо, подрядчик намерен сдать объект в таком состоянии.
Здесь заказчиком выступила администрация Канашского района. Договор с «Партнер Холдинг» был заключен в мае. По проекту подрядчики должны были отремонтировать больше трех километров асфальтированной дороги. В начале лета рабочие пригнали сюда технику, наспех залатали ямы и больше на объекте не появлялись.
- Мы забили тревогу: начали писать письма претензионного характера с требованием начать работы. Эти письмо они не рассматривали. Тогда мы начали созваниваться, если повезет – можно было до них раз в неделю дозвониться. На контакт они не шли, - рассказывает заместитель начальника отдела по развитию общественной инфраструктуры администрации Канашского района Максим Андреев.
Сейчас власти Канашского района хотят расторгнуть контракт с «Партнер Холдинг» и снова провести аукцион. Но даже такие меры не всегда спасают ситуацию.
Жители села Чутеево Янтиковского района по проекту уже год, как должны ходить по дороге переходного типа – так называют щебень, пропитанный битумом. В 2015-м администрация сельского поселения заключила контракт на строительство дороги с фирмой «Энергосервис». Стоимость проекта оценили в восемь миллионов рублей, и по плану подрядчик должен был сдать объект в сентябре прошлого года. В «Энергосервисе» попытались приступить к строительству, но когда поняли, что объект для них неподъемный, перестали выходить с заказчиком на связь. Местные чиновники решили расторгнуть контракт, но подрядчик подал в суд и предъявил претензии.
- В проекте предусмотрен перенос газовой линии, они говорят: этот перенос – не наша работа, переносите сами, переделывайте проект. Но если проект уже утвержден, как мы можем его поменять? - рассуждает глава администрации Янтиковского района Владимир Ванерке. - Он начал ссылать на то, что пока в бюджете денег не предусмотрено, работать мы не начнем. Но пока он ничего не сделает, мы не заплатим.
Причем пункт о поэтапной оплате работ был прописан в договоре, то есть подрядчик знал, на что шел. Кроме того, администрация Янтиковского района скорректировала проектно-сметную документацию и отправила ее в «Энергосервис». В суде директор подрядной организации пообещал построить дорогу в Чутеево до конца этого года, поэтому расторжение контракта признали недействительным. Но сезон дорожно-строительных работ подходит к концу, а твердым дорожным покрытием здесь и не пахнет.