В Чувашии студенты разработали беспилотный трактор

Студенты машиностроительного факультета ЧГУ разработали трактор с автономной системой управления. За основу взяли старый агрегат, извлекли из него устаревшие детали и сделали современную машину, которая может ездить без водителя и управляться дистанционно.

Один экземпляр уже готов бороздить поля и помогать аграриям, на подходе второй - это уже заказ от одного из российских тракторных заводов.

В салоне никого нет, а руль крутится. Чудеса? Вовсе нет. Технологии давно уже не из мира фантастики и фильмов о будущем, а реальные. Старенький трактор, о котором вспоминали лишь в сильные снегопады и привлекали иногда к уборке территории, вдруг обрел новую жизнь - с инновациями. А ведь это ЛТЗ-120Б - сплошная механика. Менять пришлось почти всю начинку. 

- Сделать механизм нажатия сцепления, нажатия тормоза, поворота, включение передачи. то есть управление коробкой передач, это мы делали в первый год, - рассказал руководитель студенческого конструкторского бюро "Робототехника" Сергей Мишин.

Работа началась в 19 году. В команде - около 10 человек: это аспиранты, магистры, студенты машиностроительного факультета. Собрал всех увлеченных доктор технических наук Сергей Васильев. Он был связан до этого с сельским хозяйством, поэтому занялся разработкой полезных агрегатов в помощь сельчанам. В прошлом году проект выиграл грант Фонда развития науки. 

- Мы смогли проект реализовать с помощью гранта. Этот фонд науки подразумевает разработку современных технических средств, технологий и обязательно с участием студентов, - рассказал заведующий кафедрой прикладной механики и графики машиностроительного факультета ЧГУ имени И.Ульянова Сергей Васильев.

Работали над превращением обычного трактора в беспилотный два года, продумывали каждую деталь. Многое сделали сами. 

- Все детали этой системы мы делали здесь, у нас на факультете, в наших мастерских, лабораториях, - рассказал декан машиностроительного факультета ЧГУ имени И.Ульянова Виктор Гартфельдер.

Перспективы у автономной системы управления - огромные. Работой наших студентов уже заинтересовались за пределами Чувашии. 

- У нас есть уже первый заказ - это трактор Уралец, который прибыл к нам из Челябинска, они хотят, чтобы мы сделали также беспилотный трактор с дистанционным управлением, - рассказал заведующий кафедрой прикладной механики и графики машиностроительного факультета ЧГУ имени И.Ульянова Сергей Васильев.

На этом мини-тракторе воплощать идеи с автономным управлением будет проще, признаются молодые машиностроители. Но и свое первое детище они бросать не собираются. Летом этого года у обновленного ЛТЗ были первые серьезные испытания - на Дне поля в Цивильском районе. Для этого команда изобретателей изготовила еще и приспособление для управления гидравликой. 

- То есть у нас трактор может управлять включением и выключением вала отбора мощности, может поднимать и опускать гидравлику, навеску, управлять гидравликой, - рассказал руководитель студенческого конструкторского бюро "Робототехника" Сергей Мишин.

Так, изобретатели приделали косилку к трактору и он успешно, без водителя, обработал часть поля, предоставленного для испытаний. Возможностей для использования беспилотных технологий множество - не только в сельском хозяйстве, но и, к примеру, в коммунальной сфере. Это еще не окончательный вариант, команда будет свой агрегат дорабатывать, в планах и использование спутниковых технологий. В Минсельхозе новшеством тоже заинтересовались, возможно, в будущем поля Чувашии будут бороздить именно такие машины.

 

Наталия Егорова, Вадим Владимиров