Долги за коммунальные услуги более чем за 2 месяца могут лишить вас возможности использовать туалет в квартире по назначению. Житель Новоюжного района Чебоксар обратился в нашу редакцию с вопросом, насколько правомерными были действия управляющей компании, которая установила заглушку на канализацию в его квартире за долги, если он уложился в отведенный ему срок и погасил задолженность? Более того, за демонтаж заглушки теперь требуют дополнительную плату. Законно ли это? - подробности в нашем репортаже.
Екатерина Храмкина, Вадим Владимиров и Игорь Ульянов
- Управляющая компания у меня установила заглушку в канализационную трубу вот в этом районе где-то, и у меня теперь в квартире не работает канализация. То есть по-большому я не хожу, моя семья не ходит. И когда смываешь, вода поднимается вверх.
Уже две недели семья Ефимовых вынуждена жить у родственников на Богдана Хмельницкого. Но домой, на Пролетарскую 1, приходят ежедневно, чтобы убраться в ванной. Грязная вода, вместо того, чтобы стекать по трубе, поднимается в их квартиру вместе с нечистотами от других жильцов. Такая же история и с унитазом. В комнатах уже начал появляться неприятный запах. Все это из-за долга перед управляющей компанией примерно в 5 тысяч рублей.
- Не хватает денег в семье. Я работаю, - говорит жительница д.1 по улице Пролетарской Анастасия Ефимова, - у меня зарплата небольшая, у мужа тоже. Почти одинаково получаем. Он сейчас не может устроиться на работу другую, потому что в 18 году в мае ему делали операцию на ногу.
Несмотря на то, что с деньгами было трудно, Ефимовы говорят, по мере возможности вносили платежи. Последний был в декабре. Уведомление об установке заглушки на канализацию в случае неуплаты долга в течение 20 дней им принесла председатель дома 10 марта. Однако канализацию, по словам Ефимовых, им закрыли, не дожидаясь исхода этого срока - 28-го числа. Хотя за день до этого жильцы внесли большую часть суммы, а оставшуюся задолженность письменно гарантировали погасить в течение 3-5 дней. Теперь управляющая компания требует, чтобы собственник жилья возместил им расходы на установку и демонтаж заглушки - 7 тысяч рублей. И тогда в течение двух суток канализация снова станет доступна.
- И вот у меня вопрос: почему я должна платить эти 7 тысяч за вашу ошибку? Получается, это же их ошибка. Они не проверили ничего, ни оплату не проверили, прежде чем ставить заглушку, оказывается. Мы увидели потом этого подрядчика, у него спросили, когда ставилась заглушка. Подрядчик сказал, что заявка им была на нас уже 26 числа во вторник. Это даже уже за 4 дня, получается, до срока.
За ответами мы отправились в управляющую компанию, обслуживающую дом. В Чебоксарах у «АЛСТЫ» самый богатый опыт по взыскиванию долгов таким радикальным методом. Но так было не всегда, говорит ее директор, закрывать доступ к канализации он стал только тогда, когда общий долг за содержание и ремонт жилья превысил 5 миллионов рублей, а это месячный бюджет управляющей компании, которая обслуживает 48 многоквартирных домов. По словам Сергея Дедушкина, с начала года доступ к канализации был закрыт жильцам в 60 квартирах города. Кроме того, 1 миллион 300 тысяч рублей тут же нашли и заплатили все те, кто не захотел терпеть таких неудобств.
- Это просто вынужденная мера. За три месяца, как мы начали практиковать данный вид, большинство людей находят и 50 тысяч, и 80 тысяч, закрывают свои долги. То есть люди просто не оплачивают коммунальные услуги, - уверяет директор УК ООО «АЛСТА» Сергей Дедушкин.
Директор «АЛСТЫ» предъявил нам акт, в котором написано, что Ефимовых пытались уведомить еще раньше - 1 марта. Они дверь якобы открыли, но бумагу подписывать отказались, а свидетелем выступила соседка. Но вот сам собственник уверяет: такого не было. С жалобой он обратился в несколько контролирующих органов. Вопросом занялась Государственная жилищная инспекция. В ходе проверки с соседки взяли объяснительную, в которой она подтвердила факт устного уведомления. Такой способ признается законным.
- Раньше это был более сложный механизм. Нужно было дважды уведомлять потребителя. Сейчас эту схему немножко упростили, - объяснил главный государственный жилищный инспектор ЧР Виктор Кочетков. - За 20 дней УК может любыми доступными способами довести информацию до потребителя, в частности, может отправить это уведомление заказным письмом, может вручить на руки, может также отправить соответствующее уведомление смс-оповещением, также телефонным звонком, при этом надо понимать, что этот звонок должен быть зафиксирован и записан. Или самый распространенный способ - это когда УК размещает эту информацию на платежном документе. Это всё тоже правомерно.
Выходит, что срок в 20 дней должен исчисляться с 1 марта, и поскольку на этот момент задолженность еще не была погашена, собственник обязан оплатить расходы управляющей компании на установку и демонтаж заглушки - такого мнения придерживаются в Госжилинспекции. И неважно, что на данный момент долг полностью погашен. Тем временем у прокуратуры на этот счет своя точка зрения.
- Потребитель имеет право требовать возобновить предоставление коммунальной услуги после того, как он полностью оплатил образовавшуюся задолженность и возместил расходы управляющей компании, связанные с введением ограничения и возобновления этой коммунальной услуги, - прокомментировал старший помощник прокурора Калининского района г.Чебоксары Александр Тарапыгин. - Но УК не может произвольно устанавливать этот размер платы понесенных расходов. Закон говорит, что порядок и размер понесенных расходов утверждается Постановлением Правительства РФ. На сегодняшний момент этот порядок не регламентирован, и поэтому УК не вправе связывать возможность возобновления коммунальной услуги только с тем, что потребитель не компенсировал ей расходы.
В других регионах собственники квартир уже выигрывали суды в этом вопросе. К примеру, в Санкт-Петербурге управляющую компанию обязали снять заглушки бесплатно, а житель Пензы еще и смог отсудить у коммунальщиков 100 тысяч рублей - компенсация за временные неудобства. Сергей и Анастасия Ефимовы теперь тоже планируют защитить свои права в суде.