Спектаклем открытия фестиваля стала опера Пуччини «Мадам Баттерфляй». Ее можно было посмотреть не только в театре, но и в интернете – наша телекомпания вела прямую трансляцию в ютубе и на своем сайте. Интернет-зрители смогли разглядеть лица артистов и детали их костюмов, но почувствовать атмосферу спектакля можно было только в зале. Ирина Ромадова расскажет о праздничном вечере подробнее.
Ирина Ромадова, Вадим Владимиров
Многие сравнивают оперу «Мадам Баттерфляй» с моноспектаклем, так как основная нагрузка ложится на исполнительницу роли Чио-Чио-Сан. Эта партия считается одной из сложнейших в мировой оперной музыке. Солистка нашего театра Елена Соколова с задачей справилась.
Среди необычных особенностей постановки – введение в спектакль балета. Таково ноу-хау режиссера-постановщика. Александр Лебедев отвёл танцовщикам мистическую роль. Это духи предков, которые живут в доме Чио, охраняют его, напоминают о корнях и традициях, от которых девушка отказалась ради любимого.
- Насколько я понял, - делится артист балета Чувашского государственного театра оперы и балета Карим Мубаракшин, - в Чио-Чио-Сан вообще нет самураев, а именно режиссёр их сюда воткнул, так сказать, очень интересно.
- Дух клана – это внутренний мир Чио-Сан, который мы визуализируем, - говорит хореограф-постановщик оперы «Мадам Баттерфляй» Василий Лукьяненко (г. Новосибирск).
- Мне нравится Пуччини, его продуманность, - признаётся режиссер-постановщик оперы «Мадам Баттерфляй» Александр Лебедев (г. Новосибирск). - Он проживает за каждого персонажа. Очень интересно работать с этим автором. Он все время дает подсказки. Знаете, это как квест. Идешь, идешь и понимаешь, что что-то произошло в партитуре. Размышляешь и когда приходят отгадки – это такая детская радость.
Сюрприз зрителям преподнёс и дирижёр спектакля. В образе японского самурая он эпатировал зал.
- Эта мысль была у всех постановщиков, - рассказывает дирижёр-постановщик оперы «Мадам Баттерфляй» Сергей Кисс, - и когда она выкристаллизовалась, то стало понятно, что иначе, собственно, и нельзя.
Сразу две партии в премьерной постановке исполнила Татьяна Прытченкова. Кузина Чио-Чио-Сан в первом действии, американская жена возлюбленного главной героини в третьем. Отдельного внимания заслуживает сценография спектакля. Японский минимализм сразу погружает в атмосферу экзотической страны, фонари с видеопроекцией дают зрителю простор для фантазии, надгробные камни напоминают о постоянном присутствии мистического мира.
- Мы решили оставить только две ширмы, которые как барьер между тем миром и этим, который она отрезала, - рассуждает художник-постановщик оперы «Мадам Баттерфляй» Владимир Медведь (г. Ульяновск). - И только когда самураи врываются в её жизнь, прорывая плоскость в её пространство, происходит возвращение к истокам. Её уход из жизни, на самом деле, духовное возрождение.
В рамках проекта «Театр онлайн» ГТРК Чувашия вела прямую трансляцию премьеры. Но следующие пять вечеров оперного фестиваля можно будет увидеть только в зале Театра оперы и балета.