В залах столичного художественного музея начала работу Чувашская биеннале современного искусства

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Министерства культуры Чувашии.

До 2 декабря организаторы планируют погружение для зрителей в переосмысленные мифы и историю не только в живописи и видео, но и в инсталляциях, не забудут и про цифровой мир. 

Легенды чувашского народа, какими их увидел "Чистый разум", без стереотипов и личного опыта. В работе иркутской медиа-художницы Дарьи Григорьевой "Нейромифология" соавтор - искусственный интеллект. 

- Каждое предложение я вносила в нейронную сеть, и уже согласно этому предложению она пыталась создать изображение, которое соответствует этому описанию, - объяснила медиа-художник, Иркутск, Дарья Григорьева.

Обращение к прошлому, анализ настоящего и определение вопросов будущего - биеннале ищет, при этом понимая, что единого для всех ответа на самый важный вопрос нет. 

Выставка открыта, а в выходные будет проходить публичная программа, с экскурсиями по городу, встречами с художниками и даже с играми по мифологии. 

- Современное искусство - это во-первых, вопросы, это всегда про расширение границ, про то, что мы по-новому можем интерпретировать некие традиционные формы культуры, - сказала арт-менеджер, инициатор биеннале, Юлия Константинова.

Вопросов и само современное искусство порождает множество: «Что хотел сказать художник?», «Разве не все, что создается сейчас современно?». Людей постарше на открытии волновал и вопрос «Почему организаторы называют биеннале первой?» Ведь большое современное искусство в столице Чувашии пусть и не прописано постоянно, но триумфально появлялось ранее, например в 2003 году, когда Чебоксары были объявлены Культурной столицей Поволжья. 

- Это не только выставка, где представлены работы художников, но это еще и событие, которое объединяет современных молодых художников, разбросанных по всему миру, которые рефлексируют на тему Чувашии, на тему чувашской культуры, чувашского слова, традиций, обрядов. И при этом не только художники из республики, но и из других регионов России, - сказала кандидат философских наук, куратор биеннале, Александра Никитина.

Иногда, чтобы понять свой народ, нужно прислушаться. "Песнь" - рассказ Лизы Шаплиной - об истории семьи. Прозрачное стекло и жженое дерево - предки на необычных пластинах-фотографиях, проявляются лишь в глазах смотрящего под определенным углом. А песня, которую когда-то спела бабушка художницы слышна лишь тем, кто подошел ближе и задержался. 

- Культура живет в песнях. А она передается из поколения в поколение. И тем самым культура существует и по сей день, - отметила художник, г. Санкт-Петербург, Лиза Шаплина.

А чтобы увидеть и составить свое мнение зрителям нужно просто прийти и присмотреться.

Анна Филиппова, Вадим Владимиров