В Чебоксарах открылся 25-й международный балетный фестиваль

Две неординарные постановки - совершенно разные по хореографии и настроению - открыли 25-й международный балетный фестиваль в Чебоксарах.

Это одноактные спектакли - "Не дай мне уйти" приглашенного хореографа Андрея Меркурьева и "Барокко" Данила Салимбаева. Впервые старт фестивалю дала современная хореография.

На сцене - минимализм. Идеально черный фон и больше ничего. Артисты максимально обнажены перед публикой - ничего не скроешь, никаких эмоций. Тем сложнее танец. И музыка - современного композитора Нильса Фрама - тоже минималистичная. Балет "Не дай мне уйти" родился из номера, который Андрей Меркурьев исполнял на одном из международных конкурсов. Ему захотелось развить эту тему в целую постановку.

- Андрей сказал, что в основе психологического подтекста реальная девушка, которая собиралась уйти из балета в силу обстоятельств, поэтому называется "Не дай мне уйти", сложные перипетии легли в основу, - рассказал театральный критик Александр Максов.

Хотя в современной хореографии можно и не объяснять сюжет. Все равно каждый зритель найдет что-то свое, додумает, дополнит своими переживаниями и чувствами. Для Анастасии Абрамовой, например, балет в целом  - о женском выборе.

- О женской душе в моменты смятения, женщинам вообще свойственно сомневаться, все время поиск. Всегда здорово, когда есть человек, который скажет - все нормально, все хорошо, вот об этом, мне кажется, была работа, - рассказала солистка балета Анастасия Абрамова.

Андрей Меркурьев считает: у артистов все получилось. И зрители тоже, судя по их реакции.  Хотя и дался успех нелегким трудом. 

- Меня до сих пор трясет и спасибо за эти эмоции, я забыл, что такое волнение, я волновался и как хореограф, и как артист одновременно, я даже помолодел, - рассказал хореограф-постановщик Андрей Меркурьев.

Для солиста балета Алексея Рюмина стояла одна из самых сложных задач - он задействован в обоих спектаклях. Постановки с разным настроением и хореографией. Поменять состояние с одной на другую за время антракта - будто найти в себе невидимый переключатель. 

- Сами спектакли очень понятные, но танцевать их в один вечер - как говорить параллельно на двух языках, солист балета Алексей Рюмин.

Второй балет - "Барокко" - поставил Данил Салимбаев. Здесь уже более легкая для восприятия музыка Баха. И сами артисты - словно порхают на сцене. Хотя поставить танец на творение Иоганна Себастьяна было не так уж и просто - важно было не пропустить ни единой детали, которыми насыщена музыка. 

- Что отмечает его работу - это тонкий вкус, аристократизм, не зря он питерский, ничего дешевого, ничего просто так, это как другой мир - гармонии, красоты, - рассказала театральный критик, историк балета Ольга Розанова.

- Постановки получились контрастные, необычные, с разным почерком, это интересно не только для зрителя, это очень полезно для труппы, здорово, что мы осваиваем эту пластику, - рассказал художественный руководитель балетной труппы Чувашского театра оперы и балета Данил Салимбаев.

По мнению театральных критиков - вечер современной хореографии дал хороший задел для следующих открытий фестиваля, для новых премьер.  


Наталия Егорова, Михаил Солин